…ютичей с земель своих отцов.

3.17. КОНЕЦ СЛАВИИ

Последнее самостоятельное серьезное выступление Славян случилось зимой-весной 1164 года, во время великого февральского наводнения. «... В тот же день, когда такие бедствия обрушились на приморские страны по берегу океана, в Славянском городе Микилинбурге произошло великое кровопролитие ... Вартислав, младший сын Никлота, содержавшийся в оковах в Брунсвике [был заложником у Генриха Льва как гарант мира с оставшимися Славянами], приказал, как рассказывают, через послов своему брату Прибиславу: ... приложи все силы, поступай, как подобает мужчине, и если не можешь миром, то посредством оружия вырви меня ... Прибислав собрал тайком войско и неожиданно пришел в Микилинбург ...». Прибислав призывал к восстанию Славян, мотивируя это стремлением очистить свою землю от захватчиков, которые «... вторглись в пределы нашей страны и овладели городами и деревнями, которые должны принадлежать нам по праву наследования ...». Микиленбург пал: «... войско же Славянское, более сильное и людьми и оружием, в жаркой битве вторглось в крепость и перебило всех мужчин, в ней находившихся. Ни одного человека не оставили Славяне из этих пришельцев; жен же их и детей увели в плен, а замок сожгли ...». После этого, «... опустошив Микилинбург, Прибислав с самыми храбрыми мужами пошел впереди войска своего, желая скорее начать осаду ...» другого важного замка Илово, к которому «... с наступлением вечера все славянское войско подошло ...».

Прибислав не мог мириться с властью Герцога Генриха Льва, который «... отобрал у нас наследственное владение отцов наших и поселил во всех землях пришельцев ...». Таким образом, Прибислава можно назвать последним самостоятельным Полабским Славянским вождем, который прямо говорил, что «... никого, кроме меня одного, не осталось, кто бы думал о благе нашего народа или хотел бы поднять его из развалин ...». Он призывал Славян Илово сдать город, взывая «.... к благоразумию, о мужи, оставшиеся от Славянского народа, обретите вновь смелость и передайте мне этот город ... но те, охваченные страхом, отказались ...». В ту же ночь подоспела подмога от Генриха Льва и на «... рассвете они сняли осаду и вернулись на свои места ...», однако вскоре заняли два других менее значимых замка – Миликов и Куцин.

«... Когда Герцог Генрих Лев услыхал о том, как поколебались дела в Славии ... он собрал большое войско и призвал родственника своего, Маркграфа Восточных Славянских земель Адальберта [Альбрехта Медведя] ... на помощь, отплатить Славянам за все то зло, которое они причинили ... он привлек и Вальдемара, Короля Данского, с его морским войском ...». Для устрашения Славянского восстания Генрих Лев «... приказал Вартислава, Князя Славянского, казнить через повешение возле города Миликово ...». В это время к восстанию примыкают Поморские Князья Казимир и Богуслав, сыновья Вартислава Первого.

Решающее сражение произошло 6 июля 1164 года у города Димин. Удача сперва была на стороне восставших, которые смогли захватить лагерь Саксов, однако воссоединенное после первого проигранного боя Саксонское войско сумело нанести Славянам поражение «... и покрылось поле это грудами мертвецов ...» и были «... громадные жертвы среди Славян, счетом до 2500 человек ...».

3.18. ЧЕТВЕРТЫЙ МАССОВЫЙ ИСХОД ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН

«... Избежавшие меча Славяне пришли в Димин и, предав огню этот сильнейший замок, отправились в глубь области Поморян, уходя от Герцога ... Сам же он с остальным войском отправился навстречу королю Вальдемару. И, объединив свои силы, они оба пошли, чтобы опустошить все пространство земли Поморян ...». А «... Славяне, все время идя вперед, убегали от лица Герцога, не имея смелости где-нибудь остановиться из страха перед ним ...».

Поход Генриха Льва 1164 года против Славян был чрезвычайно успешным, но к счастью для Славян вмешались внешние силы: в Саксонию прибыл посол от Императора Византии Мануила 1-ого Комнина и Генрих Лев отправился ему на встречу «... оставив войско и успешный поход. В противном случае, благодаря одержанной победе и благоприятному движению фортуны, он уничтожил бы всю силу Славян до предела и поступил бы с землей Поморян так же, как поступил с землей Бодричей. Ибо вся земля Бодричей и соседние области, принадлежавшие Бодрицкому государству, из-за непрерывных войн ... были целиком обращены в пустыню. И если еще оставались какие-нибудь последние обломки от народа Славянского, то вследствие недостатка в хлебе и запустения полей они были настолько изнурены от голода, что вынуждены были толпами уходить к Поморянам или в Данию, а те безжалостно продавали их Полонам, Сорабам и Богемцам ...».

Таким образом, к началу 1165 года от Славии, от множества Полабских Славянских государств, осталось одно Поморье, представлявшее собой скопление бежавших с правого берега Эльбы всех Славянских племен, в том числе и Лютичей-Вильцев.

Но могло ли оно уместить в себе такое большое количество людей? Конечно нет! Миграция уходивших от Немецкой экспансии Славян была дальше на Восток Европы, автор этого просто не указывает по вполне объяснимой причине – он жил и писал к Западу от Славии и просто не мог этого видеть. Однако этот вывод о миграции Славян не только в Поморье, но и далее на Восток, напрашивается сам собой и не подлежит никакому сомнению.

Итак, в 1165 году Поморье, как последняя самая восточная земля Западных Славян, сохранилось только благодаря стечению внешних обстоятельств, которые сумели остановить продвигавшиеся без поражений вдоль берега Балтийского моря войска Генриха Льва и Альбрехта Медведя.

3.19. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА О ПОЛАБСКИХ СЛАВЯНАХ

Видя их силу «... виновник мятежа Прибислав, изгнанный из отцовских владений, находился у Князей Поморских, Казимира и Богуслава ... смирились мужи Славянские и из страха пред Герцогом не смели и языком пошевелить ...». Таким образом, к 1165 году Славия прекратила существование, а Поморье, последний Славянский оплот в Центральной Европе, в 1166 году фактически превратилось в полного вассала Саксонии.

Генрих Лев из чисто политических соображений о мире во вновь приобретенных землях «... вернул свою милость Прибиславу, Князю Славянскому, который ... был изгнан из страны, и возвратил ему владения его отца, то есть землю Бодрицкую [в которой жили уже в основном не Славянские племена] ... и принес Прибислав Герцогу и друзьям его присягу в верности и обязался, что не будет с этих пор никакими военными бурями ее нарушать, что будет повиноваться ему и соблюдать приказы друзей его ...».

Тут же на Славянских землях, в том числе и Вильцев-Лютичей, создается Мекленбургская Марка. В 1170 году Император Фридрих Барбаросса утвердил договор, заключенный в 1166 году между Генрихом Львом и Прибиславом, и этим самым было оформлено в составе империи Мекленбургское Славянское Княжество или Великое Герцогство Мекленбург, окончательно онемеченное в 15 веке. Родоначальником Мекленбургского Герцогства считают Генриха Борвина Первого, ставшего Герцогом с 1178 года, сына последнего князя Бодричей Прибислава Второго.

Таким образом, с 1166 по 1170 годы на территории Полабских Славян по Германскому типу произошла трансформация Бодричского Славянского Княжества в Великое Герцогство Мекленбург, а Бодричские Князья трансформировались в Великих Герцогов Мекленбургских. Этим Герцогством вплоть до 1918 года правили потомки славянского князя Никлота, отца последнего Бодричского Князя Прибислава Второго, они же Никлотинги, Великие Герцоги Мекленбургские.

И закончилось могущество Славян на море: «... и заключил Герцог мир с Вальдемаром, Королем Датским ... И дал Король Герцогу много денег, потому что тот избавил страну его от опустошения Славянами. И начали заселяться все морские острова, принадлежавшие Датскому Королевству, потому что морские разбойники исчезли, а корабли их были уничтожены ...».

В 1166 году наступает апофеоз карьеры Генриха Льва, первого двойного Герцога Священной Римской Империи – Баварского и Саксонского: «... и превзошел Герцог своим могуществом всех, кто до него был, и стал он Государем над Государями земли. И попрал он выи мятежников и разрушил их крепости. И истребил отступников, и водворил мир во всей стране, и построил сильные крепости, и стал господином огромных владений ...». Еще на самом гребне славы он в 1168 году жениться на Матильде, дочери Английского Короля Генриха 2-ого, однако уже к этому времени фортуна начала отворачиваться от него, неудачи Генриха Льва начались уже в 1167 году, когда «... во всей Саксонии бушевали свирепые мятежи, ибо все Князья начали борьбу против Герцога. И захватывали в плен воинов и калечили их, разоряли крепости и дома, сжигали города ...».

3.20. ПОКОРЕНИЕ РУЯН

В 1168 году «... Вальдемар, Король Дании, собрал большое войско и много кораблей, чтобы идти в землю Руян и подчинить ее себе. Ему помогали Казимир и Богуслав, Князья Поморян, и Прибислав, князь Бодричей, потому что Герцог приказал Славянам оказывать Королю Дании поддержку ... и могучей рукой занял он землю Руян, и они дали ему в выкуп за себя столько, сколько Король назначил ...».

В покоренной столице Руян Арконе «... велел Король [Датский Вальдемар] вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом Славянским, и приказал накинуть ему на шею веревку и тащить его посреди войска на глазах Славян и, разломав на куски, бросить в огонь. И разрушил Король Святилище его со всеми предметами почитания и разграбил его богатую казну. И повелел, чтобы они отступили от заблуждений своих, в которых рождены были, и приобщились к почитанию истинного Бога. И отпустил средства на постройку церквей ... И было воздвигнуто 12 церквей в земле Руянской ... Князем же у Руян был в это время благородный муж Яромир, который ... с охотой принял крещение ...».

Итак, к 1169 году были покорены и Руяне с острова Рюген – «... один только народ Руян упорнее других в мраке неверия вплоть до наших дней остался, будучи для всех недоступным по той причине, что окружен морем ... обратили народ Руян, или Ран, в веру ...».

С тех пор Славяне «... питают страх лишь перед Герцогом [Генрихом Львом], который подавил силу Славянскую с большим успехом, чем все Герцоги, до него бывшие ... и надел узду на челюсти их ... Прикажет он [Славянам] быть миру, и они повинуются; объявит войну, и они говорят: мы готовы ...».

3.21. РАЗДОР МЕЖДУ ГЕНРИХОМ ЛЬВОМ И ДАНИЕЙ

Учитывая огромную роль Генриха Льва в завоевании Полабских Славян, не можем обойти стороной следующий исторический эпизод.

В 1169 году «... после того, как господь возвратил им мир [подавление феодального мятежа против Генриха Льва, создание Мекленбургского Герцогства], Герцог [Баварский и Саксонский Генрих Лев] тотчас же отправил послов к Королю Датскому, требуя вернуть заложников и половину даней, которые Раны платили, потому что было [это между ними] постановлено и присягой скреплено ...», однако Вальдемар отказался. Тогда «... Герцог, побуждаемый гневом, призвал Князей Славянских и повелел, чтобы они отомстили Данам. Будучи призваны, они сказали: «Мы готовы», – и с радостью повиновались ему ... И открылись запоры и ворота, которыми раньше было закрыто море, и оно прорвалось, стремясь, затопляя и угрожая разорением многим Данским островам и приморским областям. И разбойники [Славяне] опять отстроили свои корабли и заняли богатые острова в земле Данской. И после длительного голода Славяне насытились богатствами Данов, растолстели, говорю я, разжирели, вширь раздались! ... в Микилинбурге в рыночные дни насчитывалось пленных Данов до 700 душ и все были выставлены на продажу, лишь бы только хватило покупателей ...».

Король Датский «... опустошил небольшую часть земли Черезпенян [Лютичей]...», однако «... когда же Даны возвращались, Славяне пошли за ними следом и свой ущерб возместили местью, в девять раз большей ...».

«... Король Датский, увидев бедствия своего народа, понял, наконец, как хорошо жить в мире, и отправил послов к могущественному Герцогу ...» прося его о встрече, на которой в 1170 году был заключен мир на условиях Генриха Льва.

Этим последним эпизодом мы хотим показать, что с 1164 по 1170 год остатки Славянских племен стали полностью зависимы от Немецкого завоевателя и говорить даже о незначительной доли их самостоятельности не приходиться.

3.22. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЕЛЬМОЛЬДА

Итак, к 1170 году автор «Славянской хроники» делает заключение, что «... вся та земля Славянская, начиная от Эгдоры, которая служит границей Дании и тянется на большом протяжении между Балтийским морем и Альбией до Зверина, некогда страшная засадами и почти пустынная, теперь, благодаря Господу, вся обращена как бы в единую Саксонскую колонию ... и таким образом Славяне были удержаны от грабежей и разбоев ...».

Таким образом, к 1170 году завершилась колонизация исконных Славянских земель, оставшиеся на ней Славяне были в скорости ассимилированы Немецкими пришельцами. Те, кто сумел убежать от этой агрессии, распространились по всей Восточной Европе.

 

4. ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ

4.1. СЛАВЯНЕ – ВАНДАЛЫ

Гельмольд фактически приходит к выводу о том, что историческими наследниками знаменитых Вандалов были все Полабские Славяне: «... там, где кончается Полония [Польша], мы приходим к обширнейшей стране тех Славян, которые в древности Вандалами [назывались] ...».

Это полностью согласуется с современными представлениями о Вандалах как народе, близким Готам или самим Готам (в 4-6 веках), а в средние века их стали ассоциировать с предками Полабских Славян – либо Вендов-Венедов, либо Бодричей-Ободритов, либо и тех и других. По Мекленбургской традиционной версии родоначальником основного Княжеского рода Бодричей называют Вышеслава сына Гензериха – Короля Вандалов.

4.2. ГРАНИЦЫ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

«... Южный берег [Балтийского моря] населяют племена Славян, из которых первыми от востока идут Русы, затем Полоны, имеющие соседями с севера Прусов, с юга – Богемцев, и тех, которые зовутся Моравами, Каринтийцами и Сорабами ...».

4.3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЛАВЯН

Гельмольд четко и недвусмысленно передает стереотипную характеристику Полабских Славян, принятую в его время.

Ненадежны, неискренни, склонны ко злу: «... ибо славяне по природе своей ненадежны и ко злу склонны, а поэтому их следует остерегаться ...», «... сколь изменчива, сколь ненадежна искренность славян, мне пришлось не раз убедиться ...».

Яростны и свирепы: «... этот дикий и со звериной яростью свирепствующий народ ...».

Жестоки: «... Славянскому народу свойственна ненасытная жестокость, почему они не переносят мира и тревожат и с суши и с моря примыкающие к ним страны. Трудно описать, какие мучения они Христианам причиняли, когда вырывали у них внутренности и наворачивали на кол, распинали их на крестах, издеваясь над этим символом нашего искупления. Самых великих [по их мнению] преступников они присуждают к распятию на кресте ...».

4.4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СВОЙСТВА САКСОВ

Также Гельмольд четко и недвусмысленно передает стереотипную характеристику Саксов, принятую в его время.

Жадность: «... можно узнать ненасытную жадность Саксов ...», «... давно бы уже при поддержке священников окрепла краса Христианства в Славии, если бы этому не мешала жадность Саксов ...».

Храбрость в бою: «... при выступлении на войну мы идем первыми, при возвращении с нее последними ...».

Бунтарство: у Саксонских Князей имелась «...старая привычка к восстаниям ...».

Разбой: соседи Славян Саксы-Нордальбинги «... из-за соседства с язычниками имеют обыкновение предаваться грабежам и разбоям ...», так как перенимают у них эту склонность.

4.5. О РУСИ

«... Давно уже обратилась в веру [Христову] Русь ... Даны называют Русь также Острогардом [Восточной Страной] по той причине, что, будучи расположена на востоке, она изобилует всеми благами. Ее называют также Хунигардом, потому что на этих местах сначала жили Гунны. Главный город ее Хуэ [Chue, Chive  –  Киев]. С помощью каких учителей пришли они [Русы] к вере, об этом у меня мало сведений, кроме того, что во всех обрядах своих они, кажется, предпочитают больше подражать Грекам, чем Латинянам. Ибо Русское море [скорее всего Балтийское море] самым кратким путем приводит в Грецию ...».

4.6. О ПОЛЯКАХ

«... Полония – большая Славянская страна, границы ее, как говорят, соприкасаются с государством Русью ...».

«... они [Поляки] мужественны в бою и чрезвычайно жестоки при грабежах и убийствах: они не щадят ни монастырей, ни храмов, ни кладбищ. А в войны с чужеземцами они не вступают ни на каком другом условии, как только добившись согласия на то, что им будут отданы на разграбление сокровища, защитой которым должно бы служить самое нахождение их в святых местах. Отчего и происходит, что из-за [своей] жадности к добыче они часто наилучшим друзьям причиняют зло, как будто врагам ...».

4.7. О КОРОЛЯХ ДАТСКИХ

«... Короли Датские, ленивые и распущенные, всегда нетрезвые среди постоянных пиршеств ...».

4.8. САКСОНСКИЙ ИВАН СУСАНИН

«... Здесь, когда они заставили одного пленного Саксонского рыцаря показать им дорогу, он завел их в самые непроходимые места болота, где они, утомленные преследовавшими их Саксами, были легко в тот день разбиты, и 20 тысяч из них погибло. Имя [этого] рыцаря, который завел их в непроходимые места, было Геривард ...». Это случилось в 994 году в устье Эльбы на левом западном Саксонском берегу.

4.9. ГЕЛЬМОЛЬД НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛ О ЛИТВЕ

Во второй половине 1150-ых годов Герцог Баварии и Саксонии Генрих Лев, отстроив заново сгоревший в пожаре Любек «... отправил Герцог послов в города и северные государства – Данию, Швецию, Норвегию и Русь, – предлагая им мир, чтобы они имели свободный проезд к его городу Любеку ...».

Совершенно очевидно, что среди «северных Балтийских государств» пропущены Польша, Пруссия и ... Литва. Заметим, что понятие Литва ко времени цитаты уже было в обращении 141 год, а ко времени написания этого отрывка целых 162 года.

Как же объяснить такие пропуски? Ведь совершенно очевидно, что именно в этом месте, именно в этом перечне «северных стран» она просто обязана была быть упомянутой.

Нам совершенно очевидно, что такого «северного государства» как Литва ни Генрих Лев, ни Гельмольд просто-напросто совершенно не знали. Если она уже и была, то занимала второстепенное значение, так как, согласно Русским летописям, в те времена была данником Руси. И ни Генрих Лев, ни Гельмольд не сочли необходимым ее упоминать.

Польша же пропущена за ненадобностью – это государство в 1150 году являлось ближайшим соседом Мекленбурга и наверняка получала подобные приглашения неоднократно и по другим каналам связи. Пруссия же была проигнорирована как языческое чуждое государство.

Таким образом, роль уже реально существовавшей Литвы как минимум до 1172 года в Европе была минимальной.

4.10. ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ВО ВСЕХ СТРАНАХ БЫЛИ РАЗГИЛЬДЯИ

В Саксонии было много людей «... у которых в обычае было, пренебрегши божественной службой и церковной наукой, пьянствовать по корчмам, бродить по домам и улицам, предаваться суетной праздности ...».

4.11. ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ВО ВСЕХ СТРАНАХ ЖРАЛИ ВОДКУ

26 июня 1147 года перед началом второго крестового похода Славяне напали на Любек, заселенный к тому времени главным образом Саксами. Те, кто услышал конницу Никлота «... послали в город и на рынок предупредить о грозящей опасности. Но опьяневшие от обильных возлияний люди не могли двинуться ни по дороге, ни на кораблях ...».

Вот вам и Германия-Саксония! То есть весь рынок был мертвецки пьян, что даже под страхом смерти не мог сдвинуться с места никаким способом! У нас даже под Новый Год хоть кто-то да ползает!

4.12. НАВОДНЕНИЕ 1164 ГОДА

«... В феврале месяце, то есть в 14-е календы марта [16 февраля 1164 года], разразилась страшная буря с ветром, сверканием молний, раскатами грома, от чего много домов в разных местах загорелось или было разрушено. Кроме того, началось такое наводнение, о каком не слышали с древних времен и которое залило всю приморскую землю Фризии, Гателен, и все болотистые земли по Альбии, Вирре и всем рекам, которые впадают в океан, и утонуло много тысяч людей, а животных столько, что их и не счесть. Сколько богачей, сколько знатных сидело еще в тот вечер, утопая в наслаждениях, не испытывая страха перед несчастьем, но вот пришла неожиданная беда и унесла их в морскую пучину ...».

 

5. СИСТЕМНОЕ ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ТОПОНИМОВ СО СЛАВЯНСКОГО НА НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

По тексту «Славянской хроники» неоднократно указывается, что по мере завоевания Славянских земель Немецкими поселенцами коренному изменению подвергалась вся система обозначения географических объектов со Славянского на Немецкий манер. В труде Гельмольда мы имеем безоговорочные примеры подобного переименования, которые в целом могут рассматриваться как единая целенаправленная система по искоренению всего Славянского с Восточных берегов Эльбы:

«... основать монастырь в близком оттуда селении, которое по-славянски называется Кузалина, а по-немецки – Гагересторп ...».

«... Славный город Шлезвиг, по другому называемый Гейдебо ...»

«... Альденбург – это то же, что на Славянском языке Старгард, то есть старый город ...».

Сам Гельмольд, плохо ориентируясь в местности, о которой пишет, порой не дает четкого описания, где описываемый им географический ориентир расположен, либо делает это весьма расплывчато, поэтому однозначной трактовки его слов в преломлении на современную карту Германии часто установить невозможно.

А теперь просто приведем полный перечень встреченных по тексту переименований:

Немецкий Микилинбург (Mikilinburg, Mikelenburg), Славянский Мехлин, на Латыни Магнополь (Magnopolis) – все это имена «славного» города-столицы Бодричей-Ободритов.

Славянское название Немецкого Бранденбурга было Бранибор, или Бренна.

Славянское Илово, Немецкое Илинбург.

Славянский Зверин, Немецкий Шверин.

Славянский Миликово (Milicou, Malachou, Malachow, Малахове), Немецкий Малхов.

Славянское Ратеково, Немецкое Ратекау.

«Славный» Славянский город Леонтия, Немецкий Ленчин.

Немецкий Бузу, Славянское название было Бозово-Божово.

Славянский Димин, Немецкий Демин.

Славянская Плуня, Немецкий Плен.

Славянский Старгард, Немецкий Альденбург.

Славянский Столпе, современный Польский Слупск.

Славянская Гослярия, Немецкий Госляр.

Славянский Брунсвик, Немецкий Брауншвейг.

Славянская Ратисбона, Немецкий Регенсбург.

Славянский Вирухне, Немецкий Ферхен.

Славянский Узнам на современном острове Узедом, Немецкое неизвестно.

Славянский Куцин, Немецкое неизвестно.

Упоминается Славянское название поля Смилово недалеко от Рацисбурга в Германии. Почти наверняка и близлежащее Славянское селение имело аналогичное название, Немецкое неизвестно.

 

6. СТАРГАРД ИЛИ СТАРГРАД

Вернемся к цитате Гельмольда «... Альденбург – это то же, что на Славянском языке Старгард, то есть старый город ...». Город являлся западной границей расселения Полабских Славян.

Ошибался ли Гельмольд в написании Старгарда или нет, однозначно мы ответить не беремся, укажем лишь, что при такой смысловой нагрузке название этого города должно было звучать как Старград, а не Старгард. Скорее всего, Гельмольд следовал фонетической традиции произношения этого города на Немецкий манер, так как Немецкий язык более склонен к такому чередованию звуков. То есть в реальности оригинальным названием являлся Старград, а в Немецкой традиционной словесности он писался и читался как Старгард.

Наша версия становится вполне правдоподобной, если принять во внимание следующие две ключевые аналогии:

Во-первых, аналогичные названия городов в Славянских странах звучат именно как «град» – Белград, Белгород, Новгород и так далее.

Во-вторых, мы имеем аналогичное фонетическое замещение на примере города Москвы, чье оригинальное финское название Моксва, но в Славянской традиционной письменности это название транслитерировалось в современное Москва.

 

7. ЛЮТИЛИНБУРГ – ГОРОД ЛЮТИЧЕЙ

Интересна и совершенно не изучена цитата Гельмольда, относящаяся к 1148-1152 годам: «... Когда все это было так совершено [восстановление церкви и кафедры в Альденбурге-Старгарде], было признано удобным построить церковь и в Лютилинбурге и Ратеково, и Епископ [Герольд] с Графом [Адольфом] отправились туда и отметили знаками места для постройки церквей ... Таким образом, ширилось дело господне в земле Вагрской ...».

Установлено, что Ратеково это современный Ратекау, пригород Любека, но что подразумевалось под Лютилинбургом – совершенно неизвестно, современный аналог не установлен.

Если отталкиваться от фонетической составляющей, смысловая нагрузка этого слова может быть только как «Город Лютилей». Совершенно очевидно, что некие «Лютили» это более легкое звучание всем известных «Лютичей» хотя бы потому, что фонетика Немецкого языка всячески избегает звука «ч» даже в заимствованных словах – для подтверждения этого попробуйте отыскать на современной карте Германии населенный пункт с этим звуком.

Чтобы усилить наши аргументы, предлагаем взглянуть на современную карту Германии. Важная ремарка: Альденбург Гельмольда это современный Ольденбург возле Балтийского моря неподалеку от острова Фемарн, не путать с современным Немецким Альденбургом, расположенным намного западнее возле Бремена. Ольденбург связан с южным от него Любеком прекрасным шоссе протяженностью около 55 километров.

Итак, мы имеем три прекрасных современных ориентира – Ольденбург-Старгард (Бодричи-Ободриты), Ратеково и Любек (Вагры). Земля Лютичей-Вильцев лежала от шоссе Ольденбург-Любек прямо к западу. Так что при условии, что «потерявшийся» город Лютилинбург был негде рядом, так как Епископ Герольд с Графом Адольфом в ходе одного маршрута «... отправились туда и отметили знаками места для постройки церквей ...», Лютилинбург вполне мог находиться именно в земле Лютичей и быть городом именно Лютичей.

Но Лютилинбург – явно Немецкий термин, возникший на оригинальной Славянской основе. Как же назывался этот город в оригинале? Этого уже сказать, конечно, просто невозможно, однако исходя из аналогии переименования, приведенного выше, можно высказать предположение, что изначальное название этого города было что-то наподобие Лютичеград, или Лютичево, или Лютичин. Последний вариант наиболее приемлем, но не из исторических позиций, а только исходя из современных фонетических соображений.

Таким образом, упоминаемый за 1148-1152 годом некий город Лютилинбург был, по нашему мнению, одним из основных городов Лютичей-Вильцев, лежавший на Востоке их земли на границе с Вагрией.

 

8. ГДЕ БЫЛА ЛИТВА В 1009 ГОДУ

Напомним, что 1009 год является годом, которым традиционная историография датирует первое сохранившееся документальное свидетельство существования Литвы как самостоятельного государственного Европейского субъекта. «Славянская хроника» была закончена к 1172 году, то есть спустя 163 года после первого достоверного известия о Литве. Поэтому крайне интересен вопрос: а не была ли Литва одной из составляющих Славии, как считают некоторые новейшие историки? Гельмольд в своем труде обязан нам об этом сказать.

Для начала выделим следующую очевидную вещь: ни разу по тексту «Славянской хроники» не встречается ни одного названия ни одной Славянской земли по названию народа, его заселявшего. Так, Гельмольд часто прибегает к использованию подобных логических связок «Народ – Страна» в отношении регионов, лежащих к Западу от Эльбы: Саксы заселяли Саксонию, Фризы жили во Фризии, Баварцы – в Баварии. Но этот литературный прием Гельмольд полностью забывает в отношении всех Славянских народов и племен, кроме одного – Вагрии, которую заселяли Вагры. И этому есть простейшее объяснение – Гельмольд и жил, и работал почти всю свою жизнь именно в этой земле.

Не забываем о том, что Гельмольд является самым компетентным историческим источником того времени по всем землям Западных Славян. Он осведомлен о Польше, о Руси, о всех племенах Славии, неужели он мог не слышать о Литве, расположенной поблизости от его родной Вагрии?

Он этого не знал, и это совершенно очевидный факт. Его молчание не только о Литве, но и о Руянии-Рании-Рунии, Лютве-Вильцее-Велетии, Бодрии-Ободрии, Стодолянии, Хижании и так далее обусловлено тем, что таких государств в его время на территории Западных Славян не существовало. Он рассматривает все Западные Славянские племена как единую Славию, как систему Славянских народов, в которой та же Вагрия – ее неотъемлемая часть.

Таким образом, базируясь на том, что, во-первых, «Славянская хроника» Гельмольда является самым компетентным первоисточником по истории Западных Славян, во-вторых, что она ни разу даже не намекает на существование Литвы на Восточном берегу Эльбы, мы имеем полное право заключить, что никакой Литвы на территории Славии как минимум до 1172 года не существовало. Литва возникла, развивалась и угасла на своем постоянном историческом месте, на котором ее привыкли видеть современные историографы – в северо-западной части этнической Беларуси, в Виленской и Гродненской областях.

 

9. СЛАВЯНСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ АГРЕССИИ

В этом разделе мы тезисно подытожим все сведения, изложенные в «Славянской хронике», касающиеся вооруженного сопротивления Полабских Славян Немецкому переселению на правый берег Эльбы.

8.1. До 700 года, Славянское изгнание Саксов с правого берега Эльбы на левый.

8.2. Период 800-810 годов, Карл Великий, Первый Император Священной Римской Империи фактически объявил Западным Славянам войну, главным мотивом которой явилась их насильственная Христианизация.

Славянские восстания против Немецких захватчиков происходили:

8.3. В 948 году, восстание Лужицких Сорбов.

8.4. В 983 году, первое всеобщее восстание Полабских Славян.

8.5. В 1018 году, второе всеобщее восстание Полабских Славян, началось в Ретре, столице Вильцев-Лютичей.

8.6. В 1066 году, третье всеобщее восстание Полабских Славян, приведшее к тому, что Саксония на несколько лет стала их данником, а Христианство на Славянских землях было полностью жестоко искоренено и было восстановлено только спустя 84 года, к 1150 году.

8.7. В 1120 году, восстание Стодолян.

8.8. В 1147-1149 годах вооруженное сопротивление второму крестовому походу.

8.9. В 1150 году восстание Лютичей – Хижан и Черезпенян.

8.10. В 1164 году, четвертое всеобщее восстание Полабских Славян, приведшее к полному концу Славии – государств Западных Полабских Славян.

 

10. ТАК КОГДА И КУДА УШЛИ СЛАВЯНЕ ЛЮТИЧИ-ВИЛЬЦЫ-ВЕЛЕТЫ

Этим коротким разделом мы попытаемся ответить на важнейший для всех историков Беларуси вопрос – так когда и куда ушли Полабские Славяне и в частности Лютичи-Вильцы-Велеты. Что на этот вопрос отвечает «Славянская хроника» Гельмольда?

10.1. МАССОВОЕ ИЗГНАНИЕ СЛАВЯН – ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Со слов Гельмольда факт изгнания Славян с их исконных земель, с Правого берега Эльбы – неопровержимый исторический факт. В доказательство приведем несколько цитат.

«... ушли Славяне, жившие в окрестных селениях, и пришли Саксы и поселились здесь. Славяне же постепенно убывали в этой земле ...».

«... Славяне частью перебиты, частью изгнаны, а сюда пришли выведенные от пределов океана народы сильные и бесчисленные и получили Славянские земли, и построили города и церкви, и разбогатели сверх всякой меры ...».

«... вся земля Бодричей и соседние области ... были целиком обращены в пустыню. И если еще оставались какие-нибудь последние обломки от народа Славянского, то ... они вынуждены были толпами уходить к Поморянам или в Данию ...».

10.2. НАПРАВЛЕНИЕ ИЗГНАНИЯ

В последней цитате приведено и направление вынужденной миграции Полабских Славян – на Восток и Север Европы, в Поморье и в Данию. Но так как «... [Поморяне и Датчане] безжалостно продавали их Полонам, Сорабам и Богемцам ...», направление миграции подлежит корректировке – цель миграции отодвигается далее на Восток Европы, за Поморье, в Пруссию, так как миграция в земли, где тебе грозит рабство, в конечном итоге исключается.

То, что миграция Славян происходила и далее на Восток Европы очевидно хотя бы по распространению Славянских языков.

10.3. ЧЕТКО ОПИСАННЫЕ ВОЛНЫ МИГРАЦИИ

10.3.1. После 800 года, особенно после 810 года, когда Вильцы-Лютичии-Велеты вынуждены были признать власть Карла Великого, фактически начавшего войну со Славянами, и начался отток Западных Славян на Восток Европы.

10.3.2. После 880 года, когда начались реальные боевые действия против Славян.

10.3.3. После 929 года, когда началась широкомасштабная Немецкая военная агрессия, направленная, в первую очередь, против Вильцев-Лютичей-Велетов.

10.3.4. После 1110 года, когда вся Славия становится данником Священной Римской Империи с непомерными поборами.

10.3.5. После 1139-1142 годов, когда осуществляется физический захват части Славии и массовая колонизация Славянских земель.

10.3.6. После 1149 года, после второго крестового похода, массовый характер.

10.3.7. После 1152 года.

10.3.8. После 1159 года, Славян на правом берегу Эльбы становится меньше, чем Немецких переселенцев.

10.3.9. После 1163 года, последний … Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz