…будут очищены все замки и крепости Рижской Епархии. Когда братья узнали об этом, они отняли у бюргеров силой пять замков, находившихся в соседстве с Литвинскими землями [в оригинале «земли поблизости», нет «Литвинских земель»]. Когда Король пришел со своим войском на реку Двипе [в оригинале Dune – река Дюна, Двина], он узнал, что замки находятся в руках братьев ...». В ярости Гедемин «... накинулся на упомянутых послов ... но те ответили ему в утешение, что поведут его туда, где он может нанести большой вред Ордену ...».

Послы Рижан «... в самом деле повели его со всем его войском ...» в обход, «... давая ему проводников и удовлетворяя другие потребности ...». Литвины «... опустошили окрестности Каркса ... опустошили огнем приход Гельмеде ...», после этого «... они отправились в приход Пейстеле, где Король со своими двумя братьями в течении двух ночей пользовались церковью как конюшней для своих лошадей и совершали бесчисленные постыдные дела ... все прочее они опустошили и сожгли огнем ... затем они двинулись в область Сакелу, где ... опустошили и сожгли приход ...». В итоге этого похода «... Ордену был этим причинен убыток в 6 000 марок чистого серебра и более ,,,».

Чтобы обезопасить себя с тыла «... братья осадили город Ригу и покорили его в конце концов, и, хотя бюргеры заслуживали всякое наказание, братья все таки заключили с ними дружеский договор ...». Мирный договор с Рижанами и Епископом был необходимой мерой, на это Ливонский Орден вынужден был пойти по единственной причине – чтобы не вызывать еще больше недовольства местных жителей карательными мерами.

Крестоносцы поселились не только в самой Риге, но и в других крепостях, так как «... если бы братья не стали жить с бюргерами, то не подлежит сомнению, что бюргеры снова, как и прежде, составляли бы заговор с язычниками ...». Под язычниками в данном случае могли пониматься только Литвины, только они оставались реальной независимой силой.

Следующий поход Гедемина в Ливонию Герман снова датирует 1329 годом, однако он, скорее всего, состоялся в самом начале 1330: «... в 1329 году Литвинский Король [rex Letwinorum – Король Литвинов] явился для пользы Рижан с большим войском ... после опустошения страны он снова отступил в свою землю ...».

После 30 марта 1330 года, «... когда же был заключен договор [Ливонского Ордена] с Рижскими бюргерами, магистр Эвергард начал предпринимать поход против Литвинов [contro Letwinos], чего прежде не могло быть по причине соглашения между бюргерами и Литвинами ... магистр двинулся со своим войском в Литвинскую землю [terram Letovia – землю Литвы], которая называется Сантеголм. Совершивши грабеж и пожар, они умертвили около 500 Литвинов [Letwinos] ...».

Что такое и где находится упоминаемый Сантеголм (в оригинале Santholem) не установлено до сих пор, так как, судя по транскрипции, Герман использовал явно не местное, а Латинское название, которое в переводе означает «Святая пещера», а не «Святая гора».

5.6. КРИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ 1332-1334 ГОДОВ

Описано в других самостоятельных разделах (смотри ниже).

5.7. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ

После явного критического периода 1332-1334 годов и времени затишья «... в 1345 году Литвинский Король [rex Letwinorum – Король Литвинов] собрал сильное войско и прошел через земли братьев ...». Поход был явно удачным, Литвины дошли до Риги, проникли в самый центр Ливонии, где «... разрушили все церкви и умертвили священников ...», а в целом «... произвели большое кровопролитие, убив около 2000 человек и многих уведя в плен ...».

5.8. УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ С КРЕЩЕНИЕМ

В 1358 году приключилась почти невероятная история. В Литву, вероятнее всего, в Вильню от Императора Священной Римской Империи, до которого донесли «... слух о том, будто Литвины [Letwini] хотят креститься в католическую веру [ad fidem catholicoram] ...», были посланы «... для исследования дела Архиепископ Пражский, Герцог Троппавский и Немецкий магистр ...».

Высокие послы прибыли «... с большими издержками к Литвинам [Letwinos], где они объяснили цель своего посольства. Но Литвины [Letwini] потребовали следующей пограничной линии: сначала начиная от Мазовии [Mazovia] до верховья реки Алле [Alle], затем по Алле вниз до впадения Алле в реку Прегель [Pregor – Неман], затем рекою Прегелем до Фриш-гафа, далее до моря и оттуда вдоль моря до того места, где Двина [Dunam] впадает в море, затем по Двине вверх, до того места, где в Двину впадает речка, вытекающая из озера Лубана, и от этой речки вдоль названого озера по прямой дороге в Россию [Russiam]. Далее, они потребовали, чтобы Орден, для защиты их от нападения Татар, был переведен в пустыни между Татарами и Русинами [Tertaros et Ruthenos], и чтоб Орден не удерживал за собой никакого права на Русинов, но чтобы вся Россия [Russia] целиком принадлежала Литвинам [Letwinos], и сказали: "Если мы достигнем ваших требований, то исполним волю императора". Вследствие этого послы, ничего не сделавши, возвратились назад, так как нашли требования Литвинов несоразмерно великими ...».

Какой же границы потребовали для себя Литвины? По современной карте эта граница совпадает с западными границами Летувы-Жемайтии, а вот восточная должна была проходить почти посреди современной Латвии.

То есть в обмен на свое крещение Литва требовала демонстративно невыполнимых требований, такие амбиции, конечно, никем и никогда не могли быть удовлетворены.

5.9. ПРИКЛЮЧЕНИЯ КЕЙСТУТА

В 1361 году «... в субботу накануне Юдики [13-го марта], Литвинский Король Кейнстут [Keinstut, rex Letwinorum – Кейстут, Король Литвинов] был взят в плен в одной битве Пруссаков с Литвинами [ай да перевод – какие такие Пруссаки? Prutenos cum Letwinis – Прутенов-Пруссов с Литвинами] и привезен в Мариенбург ... В том же году после Мартинова дня [после 11 ноября, именно 16 ноября], пленный Кейнстут, незамеченный, убежал из замка Мариенбурга и возвратился домой в свою землю ...».

5.10. КРИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ 1362-1370

5.10.1. ЗАВОЕВАНИЕ КАУНЫ-КОВНО

«... В 1362 году магистр Арнольд предпринимал четыре похода против язычников ...». Этим было положено мощнейшее наступление Ордена на ВКЛ.

Поход «... третий, на кораблях, по просьбе великого магистра в вербное воскресенье [после 16 апреля], для разрушения замка Кауве [castri Kauve – замок Ковно-Кауна]. Великий магистр же пришел к названному замку с войском на кораблях во вторник перед днем Юдики [29-го марта], который и осадил, думая, что в ней находятся убежавший Король Кейнстут [Keinstut]. Но замок, выведенный из камня и укрепленный также высокими стенами, трудно было завоевать, особенно когда в то же время явились оба Короля [Ольгерд и Кейстут] со всей своей силой. Наконец, после продолжительных трудов и долгое время повторяемых битв, замок был покорен накануне Пасхи [16-го апреля]. В плен были в нем взяты сын Короля Кейнстута, начальник замка с его сыном и 37 других. Остальные, около 2000 отборных и сильных людей, погибло от огня и меча ...».

Это было еще одно время тяжелых испытаний – фактически Жемайтия была снова покорена.

Ковно-Кауну Орден оставил до основания разрушенной, и в следующем 1363 году «... великий магистр, после Пасхи [2-го апреля], с войском на кораблях покорил несколько замков в Литве: сначала замок Кауве [Kauve], коего восстановление было начато с удивительным и необъяснимым старанием, затем Пистен [Pistene] и Велюн [Velun], которые он разрушил до основания ...». Все замки находились на Немане ниже Ковно-Кауны.

«... В том же году осенью магистр предпринял поход против Литвинов в страну Опитен [Opythen], которую и опустошил, забрав с собой пленных ...».

«... В 1364 году великий магистр Винрих и Лифляндский магистр Арнольд после Сретения [2 февраля], сошлись с двумя войсками в земли языческих Литвинов у замка Вилкенбете [in terram infidelium Letwinorum circa castrum Vilkendethe – в землю неверных Литвинов вокруг замка Вилькенбете – Вилькомира-Укмерге], где они 9 дней опустошали, сжигали, уводя многих в плен, и избивали большую часть людей. Между тем Король Кейнстут сжег и истребил съестные припасы наших отрядов и фураж для лошадей ...».

Уже новый магистр Ливонии «... в 1365 году он предпринял поход в страну [in terram – в землю, а не в страну] Опитен, которую опустошил ...». В ответ «... Литвины завоевали три замка в Пруссии ... и сожгли замки ...».

5.10.2. ОТЕЦ И СЫН

К тяжелому времени испытаний добавилось предательство сына Кейстута. «... В том же году [1365], в день святого Иакова [25 июня], сын Кейнстута, Короля Литвинского, пришел с пятнадцатью вассалами язычниками в замок Кенигсберг, был крещен и получил имя Генриха. Император впоследствии возвел его в герцогское достоинство. Немецкие гости подарили ему много подарков. Он после того остался приверженцем Христианства и привел, во время тотчас же предпринятого похода после Успения, великого магистра в Литвинскую землю близ замков Вильни [Vilnee] и Вилькенберга [Vilkenberge – Вилькомир-Укмерге], где последний все опустошил. Он сжег также и замок Кернов [Kernow] и Мейзегале [Meisegale], оставаясь там 12 дней, и вывел из плена многих Христиан, а также и множество других Литвинов, а остальных же умертвил ...».

Это был удар в самое сердце Княжества – в район его столицы.

«... В том же году магистр Вильгельм был в течении шести дней в Литве [Letovia] и опустошил все грабежом и огнем ...».

5.10.3. ПОХОДЫ НА ПОЛОЦК

«... В 1366 году тот же магистр в половине поста [после 15 марта] повел войско против Русинов на Полоцк [contra Rutenos versus Plotzeke] ...». Это второе после 1333 года упоминание о прямых действиях Ливонии против Полоцка, в остальном повествовании речь идет только о действиях против Литвы. Так глубоко  – к Вилкомиру, Вильне и Полоцку – Ливонский Орден проникал только дважды.

5.10.4. ПРОДОЛЖЕНИЕ НАТИСКА

В 1367 году «... Ливонский магистр повел войско против Литвинов в землю Опитен, которую он опустошал огнем и мечем в течении четырех дней. Вследствие этого, Литвинский Король [rex Letwinorum  - Король Литвинов] выставил свое войско на войну и послал своего сына с лучшими боярами Королевства [cum melioribus regni satrapis exploratum enisi – послал с лучшими наместниками Королевства – увы, в оригинале нет никаких бояр] ...».

В том же году «... брат Геннинг, маршал Ордена, сражался в северных частях Литвы. Застав Литвинов врасплох, он разделил свое войско на три части. Два дня он их всех избивал острием меча: пожаром и убийством он опустошил местности ...».возле Кауны-Ковно.

5.10.5. МОЩНЫЕ ПОХОДЫ

Осенью 1367 года наступило самое кошмарное время. В самом начале сентября «... великий магистр Винрих пошел на замок Велюн [Velun – Велюона возле Юрборга-Юрбаркаса]. Когда тамошний гарнизон узнал об этом, то сам сжег замок. Затем он пошел вверх к Новому Кауену [Novum Kauve – Новый Кауна-Ковно]. Шесть дней сряду он опустошал нижеследующие местности: Эрагелен [Eragelen], Пернарвен [Parnarwen], Гален [Gallen], Собенов [Sobenow], Тракен [Tracken – Троки-Тракай], Гезове [Gesowe] и Бастове [Bastowe], и многие при этом лишились жизни ...».

Иными словами этот мощнейший выпад Тевтонского Ордена проходил от Юрборга-Юрбаркаса вверх по Неману до самих Трок-Тракая. Это вся территория Летувы до самой Виленщины, и адекватного ответа этому нападению мы не видим – а этого просто не может быть. Увы, это не что иное, как явные издержки излишней тенденциозности и избирательности Германа в выборе материалов для своей хроники.

Мощь Ливонского Ордена также была на пике своего развития – в этом же году по причине трений в отношении рыбной ловли был предпринят опустошительный поход на Псков, когда «... магистр вторгся со своим войском в Псковскую [Pleskow] землю, в первую ночь он достиг замка Изеборха [Isborch], во вторую шел по дороге к Пскову, в третью достиг замка Пскова, сжигая по пути города ...».

В 1368 году нападения продолжаются, разрушительная война катиться по всей Жемайтии. Маршал Тевтонского Ордена «... подошел к замку Кауве [Кауна-Ковно], который незаметным образом был вторично отстроен, то покорил и завоевал его на другой день, и переколол 600 вооруженных, которых он нашел там, за исключением немногих из высшего дворянства, которых он увел в плен с собой ...».

Около 15 апреля 1369 года «... Великий магистр, брат Винрих, начал строить в Литвинской земле [in terra Letwinorum – в земле Литвинов] замок по имени Годесвердер [Godeswerder] на одном острове, на котором король Кейнстут [Keinstut] перед тем три раза строил замок Кауве [Kauve], разрушенный однако тем же магистром. Он окончил постройку замка после праздника св. Троицы (после 20 мая) ...», то есть строительство шло сумасшедшими темпами – замок был готов за пять недель!

5.10.6. ПЕРВЫЕ ДОСТОЙНЫЕ ОТВЕТЫ

В 1369 году «... Альгерде, Король Литвинский [Algerde, rex Letwinorum – Ольгерд, Король Литвинов], пока магистр и ландмаршал были в отсутствии, опустошил земли Ашерадена и Цизегаля ...» и «... возвратился домой с добычей и пленными ...».

В том же году 12 сентября «... Литвинские Короли [reges Letwinorum – Короли Литвинов] взяли недавно отстроенный замок Годесвердер. Для его покорения они соорудили, кроме прочих боевых орудий, 18 метательных машин и осаждали замок в течение пяти недель. Они однако не разрушили его, но построили рядом на том же острове еще другой замок ...». На строительство второго замка понадобилось полтора месяца.

Расположение Кауны-Ковно по тем временам было стратегически важным, раз на его отстройку стороны тратили такие ресурсы.

5.10.7. ОТВЕТ ОРДЕНА

Не смотря на то, что ВКЛ Кауну-Ковно больше отдавать не собиралось, все случилось иначе. Старший маршал Тевтонского Ордена уже 1 ноября 1369 года «... благополучно прибыл снова на упомянутый остров, на котором нашел построенными два новых замка. Когда Литвины заметили их, то покинули те два новые замка, зажгли их и перешли в старый замок, чтобы отстоять его. Однако, старый замок был все-таки покорен ... Там нашли также шесть метательных машин и другие четыре большие военные снаряды, которые все без исключения были сожжены. На все эти убытки Литвинские Короли смотрели с противоположного берега, будто пораженные громом ...».

В 1370 году снова опустошаются земли по Невяже-Невежису, где «... было убито 600 и взято в плен 300 человек обоего пола ...».

5.10.8. НЕОЖИДАННОЕ СТАТУС-КВО

Превратности некачественного летописания достигают своего апогея в 1370 году после сражения Ордена с объединенными Литвино-Русинскими войсками под Рудовым, Согласно рассматриваемому первоисточнику, Орден одержал убедительную победу (смотри ниже) и, казалось, мы должны далее читать что-то наподобие «Литва покорена». Ведь уже трижды взята Кауна-Ковно, крестоносцы ежегодно совершают прогулки по Неману до Трок, ставшие прогулочными экскурсиями, волости ВКЛ разорены до нитки, одержана победа под Рудовым, «... в которой пало около 5500 храбрых мужей, большею частью Русинов, не считая тех, кои, разсеявшись по пустыне, погибли от холода ...», а со стороны Ордена «...общая потеря наших не превышала 300 человек ...».

Но далее мы читаем события, которые совершенно не вяжутся с этими достижениями. Во второй половине 1370 года, спустя несколько месяцев после поражения под Рудовым, вдруг «... Литвины устроили засаду у берега моря, около так называемой Святой Аа ...». Река Аа вовсе не в Жемайтии, а в самой Ливонии! То есть вдруг оказывается, что вся Жемайтия уже полностью отвоевана до моря и идет война в самой Ливонии!

После этого вновь описываются только действия Ордена, которые происходят уже только на границах Жемайтии. То есть мы находим очевидное отсутствие логической связи между более ранними достижениями Ордена и теперешним положением. Вывод один и он бесспорен – Германом сознательно опущены события, порочащие Орден, а, судя по стремительности восстановления границ и даже проникновения в саму Ливонию, поражения Ордена были не менее кошмарными.

5.11. ВЗАИМНЫЕ НАБЕГИ

Начиная с 1370 года война превращается в изматывающую приграничную склоку. Проникновения Ордена достигают Невяжи-Невежиса из Ливонии и Юрборга-Юрбаргаса из Пруссии. По прежнему описываются только походы Ордена, как будто ответа на них и не было – однако если ответа не следовало, то чем объяснить ежегодные походы в одно и то же место?

И хотя ответные действия не описываются, можно легко догадаться, что они были. Так, в 1372 году «... 350 Литвинских разбойников устроили засаду против нас у морского берега ...». Такое малое число воинов могли достичь Балтийского моря только при условии наличия огромных сил поблизости, о чем совершенно не упоминается.

«... В том же году великий магистр, брат Винрих Книпродский, в день Всех Святых [1 Ноября], вел переговоры с Литвинскими Королями, именно с Альгердом и Кейнстутом [regibus Letwinorum ceilicet Algerde et Kenstuthe – Королями Литвинов именно Ольгердом и Кейстутом], и освободил всех находившихся в Литве [in Letovia] пленных, взамен коих выдали Литвинов [Letwinos] ...».

В 1374 году в конце сентября «... подошли Князья Полоцкие и Одриские [reges de Plotzeke ae de Odriske – короли Полоцка и Одриска] с войском к замку Динабургу, захватили весь скот командора и крестьян, пасшийся на лугу перед замком ...». Где находился упоминаемый Одриск – не понятно, приходится соглашаться с переводчиком от «Царя Петрухи»: «Одриск – вероятно, нынешняя Дрисса при впадении Дриссы в Двину ниже Полоцка».

В феврале 1375 года крестоносцы из Пруссии направили «... передовое войско против замка Тракена [Trakken – Троки-Тракая] ... На другой день они возвратились к названному замку, где они и нашли Короля Кейнстута [regem Keinstut], ведшего переговоры с маршалом ... Так они пробыли семь ночей в названных Литвинских землях и увели с собой 715 пленных обоего пола ...».

24 июня 1376 года «... Кейнстут, Литвинский Король [Keinstute, rex Letwinorum – Кейстут, Король Литвинов], опустошил в Пруссии местности по обе стороны реки Мемеля [Memele - Неман] до Велова [Welow] ... и увели с собой около 400 человек обоего пола вместе с детьми ...». Уже 1 августа того же года «... тот же Король был перед Митавским замком, сжег посад и угнал оставленных на пастбище лошадей и скот ...». То есть за лето Кейстут побывал и в Пруссии, и в Ливонии.

5.12. САМЫЙ МОЩНЫЙ ПОХОД

«... В 1377 году главный маршал и остальные Прусские Орденские чины, в Сретение [2 февраля], пошли на Литвинов, причем пробыли в стран 11 ночей и дошли до замка и города Вильны, где тогда жил Король Альгерд [castrum et opidum Vilne, rege Algerdeu ibidem existente – замок и город Вильня, Короля Альгерда место существования], произвели опустошения, а также сильно повредили жатву огнем и мечем. Между тем некоторые из язычников [infidelium - иноверцев] ограбили хижины, в которых сохранялся провиант и фураж для лошадей на четыре дня, и сожгли их. Поэтому маршал был принужден, вследствие недостатка продовольствия, возвратиться со своими людьми, что ему и удалось исполнить без вреда ...».

«... В том же году, в то же время, магистр и Ливонские братья двинулись со своими людьми против Литвинов, вторглись к ним в день святой Схоластики [10 февраля], четыре ночи опустошали все убийством и огнем ... Они, однако, не могли здесь оставаться дольше по причине больших снегов ...».

Таким образом, и Тевтонский Орден, и его Ливонский отпрыск совершили совместный заранее спланированный поход, собрав все свои силы. Это, безусловно, было самое мощное целенаправленное выступление, имевшее целью захват столицы ВКЛ.

Однако последовал адекватный ответ. «... В том же году, накануне вербного воскресенья [21-го марта], Король Кейнстут со своими сыновьями и сыновьями Альгерда, своими двоюродными братьями, с большим войском, также состоявшим из Русинов [Rutenorum], враждебно вторгся в Курляндию [Curoniam – Куронию] (никто не был предупрежден об этом заранее), и причинили на многие года неисправимый вред ... грабежом и избиением скота и людей ... Тогда же был взят в плен один боярин по имени Пексте, Трокский фохт Короля Литвинского [satrape nominee Pexte advocatus regis Keinctut in Trakken – наместник по имени Пекст защитник-представитель Короля Кейстута в Троках], гнусный презритель и мучитель плененных Христиан ...».

5.13. СМЕРТЬ ОЛЬГЕРДА

«... В том же году, в то же время [в самом конце мая], умер Альгарден, главный Литвинский Король [Algerdem, summus rex Letwinorum – Ольгерд, общий Король Литвинов]. При его похоронах, сообразно Литвинскому суеверию, было совершено торжественное шествие, с сожжением различных вещей и 18 боевых коней [In exsequiis magna pompa in crematione diversarum rerum ae 18 equorum dextrariorum secundum ritum corum - в большой похоронной процессии среди различного сожженного 18 его лошадей, в соответствии с их обрядами] ...».

5.14. ПОЛЬСКИЕ ДЕЛА

Герман рисует нам очевидные дружеские отношения Литвы и Польши. В конце сентября «... 1330 года Краковский Король с помощью отрядов Немцев, Венгров, Поляков и Литвинов, с многочисленным и сильным войском, враждебно перешел Кульмскую землю ... и опустошил все грабежом и огнем ...».

Но уже ровно год спустя «... в 1331 году ... Прусские и Ливонские братья напали на Краковского Короля [regem Cracovie – скорее, Короля Краковии] в его собственной Польской земле, причем они убили 5000 человек, хотя и с некоторой потерей из своего войска ...».

«... В 1376 году Литвины прошли через землю Герцога Мазовецкого [ducis Mazovie – Князя Мазовии] до округа Сольдау [Soldow в Пруссии] в Остеродском командорстве, где, явившись так неожиданно, они убили или взяли в плен около 800 человек ...».

Вместе с тем в том же 1376 году возник конфликт между братьями Великого Князя Литовского и Польшей за Луцк Волынский и Бельцы Галицкие, в результате чего «... Короли же [владевшие этими городами], раздраженные этим, призвали своего брата Кейнстута, который со всем своим войском пришел к ним на помощь. Соединившись, они враждебно вторглись в Польскую землю, в четверг перед Всеми Святыми [30 октября 1376 года], и, опустошая, грабя и убивая, прошли вверх по Висле на 4 с половиной мили от Кракова [Cracovia – это, скорее всего, именно Краковия, весь регион Кракова, а не город Краков]. При этом они причинили такое поражение и бедствие между рыцарями, дворянами, девушками и почтенными женщинами, о каких никогда не было слыхано в прошедшие времена ...».

 

6. ВОЙНА НА ВЗАИМНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ

Захватническая политика Тевтонского Ордена и его дочернего Ливонского подразделения приводили к выраженной взаимной ненависти. Не смотря на свою лаконичность и скупость слога, Герман приводит свидетельства о войне на взаимное истребление, при этом языческие народы, что естественно, рисуются намного жестче, чем крестоносцы. Естественно, подробности расправ в основном описываются в пределах Ливонии, где Герман наиболее компетентен.

«... В лето Господне 1228, в пятницу, 18 августа, Куроны и Семигалы овладели замком Динаминдом [Динабургом-Даугавпилсом], и монахи были бесчеловечно умерщвлены различным образом ...».

Около 1234 года «... после того, как и Епископ Энгельберт, духовенство Курляндской церкви и тамошний Христианский народ были совершенно истреблены, Куроны впали в свое прежнее неверие ...».

«... В 1241 году Андрей Фельфенский был магистром в Ливонии. В его время Эзельцы отложились от веры и избили Христианский народ вместе с бывшим на лицо духовенством ...».

В 1343 году «... новокрещенные Ревельскаго [Таллиннского] округа отложились, отрекаясь от веры. Они убивали своих собственных господ и всех Немцев вместе с малыми ребятами, бросая детей о камни и ввергая их в огонь, или в воду. Они делали то, о чем позорно и говорить, а именно разрезали мечами женщин и прокалывали копьями находившихся в их чревах детей. Дома и другие строения они подожгли, церкви спалили дотла ... монахов они умертвили различными муками ... а тех, которых пощадили мужчины, тем жесточе убивали освирепевшие женщины ... похитили они Распятие из загородного госпиталя и повесили его рядом с трупами повешенных, и даже, как уверяют, пригвоздили к кресту Христианского мальчика на подобие того, как был распят Спаситель ...». Когда восстание подавлялось «... было убито около 10 000 язычников, также и их Король по имени Вессе был повешен на одной осадной машине, после того как у него были оторваны ноги. В укреплении же язычники убили 500 Христиан ...». В результате «... Эзельцы прислали послов, которые просили мира и обещали снова принять Христианскую веру. Они снова были приняты в лоно церкви, без наложения дальнейшего вещественного наказания ...». То есть наказание отменялось в случае принятия Христианства.

«... В 1350 году Дерптсие бюргеры убили пред своим городом из новообращенных Орденскими братьями поселян 30 человек, изувечили двоих и ранили кроме того десятерых, силою ограбив их ...».

О взаимном физическом геноциде Литвы и Ордена описано в главе 4. Также в 1367 году маршал Тевтонского Ордена возле Кауны-Ковно «... два дня он их [Литвинов] всех избивал острием меча: пожаром и убийством он опустошил местности ...».

Цели Ордена Герман сформулировал около 1228 года, когда братья-крестоносцы «... двинулись в названную землю и подчинили тот дикий народ [Куронов и Семигалов] Христианству ...». Также в 1240 году Магистр Ливонии «... побудил Куронов к принятию Святаго Крещения добротой и силой ...».

Вместе с тем Орден использовал не только силу, Магистр Ливонии «...  даровал Эзельцам, после их неоднократного отложения, некоторые права, дабы кроткой приманкой успешнее возвратить их в вере ...».

6.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Без сомнения, языческо-христианская война между Литвой и Орденом носила взаимный непримиримый характер со всеми признаками как физического, так и религиозного геноцида, однако согласно Герману, язычники действовали гораздо жестче, они не знали пощады, а слепо истребляли во имя веры. Крестоносцы же показаны более цивилизованной организацией, умевшей прощать и находить пути к примирению, но только при двух условиях – принятии Христианства и их власти.

 

7. ПОЧЕМУ ГЕРМАН НЕ СМЕШИВАЛ ПОНЯТИЯ ЛИТВЫ И ЖЕМАЙТИИ

По ходу всей «Хроники Ливонии» Герман никогда не смешивал этносы ВКЛ в некий единый «Советский народ», для него Жемайты, Литвины и Русины всегда оставались самостоятельными этническими единицами. То есть общий принцип описания Германа таков: в Литве жили Литвины, Русины и Жемайты.

Разберем все по порядку.

7.1. АУКШАЙТИЯ

Герман в своем сочинении употребляет термин Аукшайтия. Для исключения всяческих спекуляций на эту тему проведем детальный анализ, чтобы ответить на вопрос – что же он подразумевал под этим термином.

7.1.1. АУКШАЙТИЯ – МАЛЕНЬКАЯ ВОЛОСТЬ

За 1373 годом, когда «... в том же году, через неделю после Успения [22 августа], брат Винрих, великий магистр, повел своих людей против Литвинов в землю Аустгейтен [contra Letwinos in terram Austheithen], где его не пропустил Король Кейнстут [Keinstut] со своим войском. Великий магистр двинулся дальше в землю при Нерге [Nerghe – Вилия, Нярис], где надеялся пройти. Но Король помешал ему также и здесь, равно как и при другой переправе. И так великий магистр опустошил землю около Нерги до Валкенберга [Nerge usque Valkenberge – Nerge бех h]. Затем он повел свое войско в землю Сеймен [Seymen] и оставался около десяти ночей в стране язычников, причиняя им много убытку ...».

Трудно сказать, где происходило это вторжение, скорее всего, речь идет о районе между Вилкомиром-Укмерге и Вилией-Нярисом. Но против этого предположения говорит отсутствие упоминаний про реку Святую-Швянтойе, о которой Герман знал. Мы же согласны с переводчиком от Царя Петрухи, утверждавшим, что «Волкенберге может быть ныне Валиногродек на Вилии», то есть на территории этнической Беларуси.

Заметно даже по этой цитате, что для Германа контекстный смысл Аукшайтии такой же, как и для остальных здесь же упоминаемых им земель Литвинов: для него «земля Аукшайтии» равнозначна «земле при Нерге» и «земле Сеймен». Аналогичным образом Герман упоминает и другие «земли Литвинов»: «... в том же году осенью магистр предпринял поход против Литвинов в страну [землю] Опитен ...», «... [крестоносцы дошли] до следующих Литвинских местностей  ... и частей земли Дубингена и Асдубингена ...».

По этому элементу еще раз выявляется некомпетентность Германа в описываемых географических зонах: для него Аукшайтия это некая малая территория, буквально волость, которая граничит с такими же по размерам волостями «землей Нерги» и «землей Сеймен». Он понятия не имеет о «земле Аукшайтии» как громадной географической зоне, в которую должны входить «земля Нерги» и «земля Сеймен» – а ведь только так должно быть на самом деле.

7.1.2. АУКШАЙТИЯ – ЭТО НЕ ЛИТВА

Чуть дальше по тексту читаем «... в том же году [1374], в день Рождества Богородицы [8-го сентября], главный маршал был с двумя отрядами в Аустейтене, в Литвинских землях [in terries Letwinorum nomine Austheythen – в землях Литвинов по имени Аукшайтия], которые он с войском опустошал три дня и три ночи. В том же году, в то же время, Ливонский магистр с войском был пять дней и пять ночей в Литвинских землях [in terries Letwinorum – в землях Литвинов], которые сильно опустошил, также убил нескольких людей, а других увел с собой ...». То есть два отряда крестоносцев действовали в одно время в разных землях ВКЛ – один отряд в Аукшайтии, а другой отряд – непосредственно в самой Литве. То есть даже Герман в своей Ливонии знал, что Аукшайтия – это не Литва, это только что-то вроде «вновь приобретенной (завоеванной) земли Литвы».

Этим самым он противопоставляет Литву Аукшайтии – для него это разные понятия. Здесь следует читать это так: Аукшайтия была землей Литвы, но не родной, так как где-то была «историческая летописная Литва». Где конкретно проходили границы мы не знаем, так как Герман был некомпетентен это уточнить. Но его компетентности хватало, чтобы знать, что есть такая-сякая Аукшайтия и она по некоторым характеристикам отлична от Литвы, иначе бы эта Аукшайтия не называлась бы Аукшайтией, а называлась бы Литвой. Одновременно нам дают понять, что Литвины жили и в Литве и в Аукшайтии, для такоего заявления компетентности Германа вполне хватает.

7.1.3. ЗЕМЛЯ ОПИТЕН – СОВРЕМЕННАЯ АУКШАЙТИЯ

Что такое «страна Опитен», встречающаяся в тексте неоднократно, входившая в понятие Литвы, но одновременно Литвой изначальной не являвшаяся? На самом деле это не «страна Опитен», а «земля Опитен» – это очередной ляп переводчика от Царя Петрухи.

Если читать только перевод, то «страна Опитен» представляется чем-то огромным и почти самостоятельным, ничего общего не имеющей с Литвой. Но если читать оригинал, то все представляется гораздо проще – «земля Опитен» во времена Германа была составной частью Литвы, маленькой географической зоной, волостью, равнозначной другим аналогичным «землям-странам-волостям».

Мы эту землю выделили для анализа потому, что Герман очевидным образом заселяет ее двумя типами населения: в большинстве случаев некими неопределенными язычниками, и только в некоторых случаях Литвинами. И этот контраст очевиден.

12 февраля 1378 года «... брат Вильгельм, Ливонский магистр, со своими людьми храбро выступил против Литвинов, а именно в Опитен, где он, в течение 9 дней и ночей убивал, сжигал и все опустошал и разрушал ...». Далее идет перечисление местностей этого Опитена: Линков [Linkowe], Сандениск [Sandeniske], Руден [Rudene], Локен [Lokene], Вилкенберг [Vilkenberge], Баллелен [Ballelene], Ландуктен [Landucten], Минанен [Minanene].

Под названием местностей мы узнаем современные места между Вилкомиром-Укмерге и Утянами-Утеной. А это во все времена – самая что ни на есть Аукшайтия, только Герман этого не знал. Все критики однозначно под Опитеном понимают Упиту, небольшой населенный пункт в Аукшайтии, давно утративший свое весомое историческое значение.

7.1.4. ОПИТЕН – ЭТО НЕ ЛИТВА

Герман четко противопоставляет землю Опитен Литве: в сентябре 1375 года «... ландмаршал Ливонский двинулся против Литвинов в Опитен. Когда он подошел сюда, несколько человек из его войска, незамеченные, зашли вперед до Литвинских засек, где они нашли Литвинов с их женами и детьми и имуществом, бежавших от Прусского войска, которое, как будет рассказано ниже, находилось в то же время в Литве ...».

Таким образом, Опитен, территория современной Аукшайтии, – это совершенно не «изначальная летописная Литва», это некая самостоятельная земля, присоединенная к «летописной изначальной Литве» позже.

7.1.5. АДАМ МИЦКЕВИЧ ПРО ОПИТЕН-УПИТУ

В связи с этим не можем не привести выдержки из произведения Адама Мицкевича 1825 года «Корчма в Упите»:

               Упита, некогда уездный город, ныне

               Местечко жалкое, где глухо как в пустыне.

               Одна часовня в нем, да хаты здесь и тут;

               Где рынок был, теперь грибы одни растут.

               *   *   *

               Громадный замок был там, где корчма стоит,

               И в нем Сицинский жил, богат и именит.

В этом стихотворении описано время до Российской Империи, то есть время Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Упитой владел некий Сицинский, а никакой не Сицинскас, и основные строения в ней – хаты. Такой способ передачи материала принято называть стереотипным представлением – именно Славянской представлялась Упита-Опитен Адаму Мицкевичу. Это так, к слову, но это отступление без дополнительных комментариев поможет читателю разобраться в вопросе: кто же были Литвины в «земле Опитен» и, соответственно, в «земле Аукшайтии».

Теперь становится ясным, почему Герман населял Опитен Литвинами и некими язычниками – его компетентности было достаточно только на то, чтобы указать на некий разнородный этнический состав местного населения, но его компетентности было недостаточ… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz