…ой в 1009 году;

— второе массовое бегство Полабских Славян по хорошо знакомому Неманскому ответвлению, начавшееся в 1149 году, Литва становится мощнейшей страной.

6.4.3. ЛЮТВА-ЛЕТВА-ЛИТВА И ВЕНДЫ-ВЕНЕДЫ

5-6 процентов Вендов-Венедов (смотри здесь раздел 4.2) никак не смогли изменить демографические тенденции Ливонии (Латвии), они растворились в местной среде Лэттов и Ливов за несколько столетий. От них остался только след – наличие значительного числа топонимов, по которым приблизительно и выводятся эти самые 5-6 процентов.

Сколько же должно было придти Вильцев-Лютичей, чтобы стать доминирующим этносом этих мест?

Литвины легко создавали военные союзы с местными этносами на религиозной языческой почве (смотри здесь «Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Война с Пруссией» раздел 10 «Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Война с Литвой» разделы 13 и 14 «Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. О Литвинах как о врагах» разделы 12 и 13). Но совершенно очевидно, что Литвинов должно быть очень и очень много, чтобы доминировать в этих союзах.

6.4.4. СКОЛЬКО ЖЕ ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН ПРИШЛО ПО НЕМАНСКОМУ ОТВЕТВЛЕНИЮ БАЛТИЙСКОГО ПУТИ

Конечно, ответить на этот вопрос уже никто и никогда не сможет. Но, учитывая предыдущие выкладки, с уверенностью можно утверждать, что пришлых Вильцев-Лютичей было куда больше, чем 5-6 процентов Латвийских Вендов-Венедов.

При оценке этого показателя нужно также учитывать и факт стремления более слабого этноса «записаться» в число этноса более мощного, то есть наверняка с течением времени Литвинов становилось больше не только по причине миграции, но и по причине вливания аборигенов. При этом процесс «записывания» наверняка превосходил саму миграцию, что отлично видно на примере Российской Федерации, где к «чистым Славянам» можно отнести около 30-40 миллионов, а к «приписным» еще 60-80.

Далее мы приводим только нашу количественную оценку миграционного потока с Эльбы, сложившуюся к 1170 году – году окончательного изгнания Немецкими оккупантами Полабских Славян. Если прикладывать эту цифру только к исторической летописной Литве (смотри здесь «Хроника Быховца. Текст 1»), то это должно было составлять не менее 25 процентов от местного населения. За счет массового «записывания» местных этносов в число куда более развитых Литвинов уже через 2-3 поколения это число могло вырасти до 75 процентов, при этом наверняка начался интенсивный экспорт моды на «Литвинизм» в соседние регионы. Еще задолго до создания ВКЛ (1236 год) все местное население поголовно именовало себя Литвинами.

 

7. У ВЕНДОВ-ВЕНЕДОВ НЕ БЫЛО СВОЕЙ ВЕНЕДИИ, ЛИТВИНЫ НЕ ИМЕЛИ СВОЕЙ ЛИТВЫ

Отдельным небольшим разделом хотим подчеркнуть основное фундаментальное сходство Вендов-Венедов с Литвинами: ни те ни другие не имели своей четкой исторической зоны обитания – у Латвийских Вендов-Венедов не было своей Вендии-Венедии, у Литвинов фактически не было своей Литвы (смотри здесь «Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Война с Литвой» разделы 9, 10, 15.10 и 15.11 «Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. О Литвинах как о врагах» разделы 14, 15 и 17.7 «Герман Вертберг. Хроника Ливонии. О Литвинах как о врагах» раздел 7).

Это базовое сходство и говорит о внешнем для этих мест происхождении и Вендов-Венедов, и Литвинов.

 

8. ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСХОДА ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН

В качестве весомых доказательств приводим перечень исторических топонимов Полабских Славян, связь которых с современными топонимами в Славянских странах бесспорна. Перечень приводится по изданию: Ю. П. Венелин. Окружные жители Балтийского моря, то есть Леты и Славяне // По определению Императорского Общества истории и древностей. – Москва, университетская типография, 1846. – 80 с.

Все Немецкие названия приведены по состоянию на середину 19 века, современное их состояние не проверялось.

1. Миров и Немиров (Mirow und Nemerow), маленькие городки Старградского Княжества. Марлов, городок в Шверинском Княжестве на реке Рекенице (Reckenitz). Бичов или Бойцев (Bitsow), древний городок недалеко от реки Варны. Радзов (Hatzcburg), древний и известный город, название происходит от находившегося в нем храма Венедского Бога Радегаста. Малхов-Малков, городок в Померании. Грабов-Гробово (Grobiv), до 1250 года этот городок был селом. Малхин на границе с Померанией (Польша), при впадении реки Пены в озеро Кумирово-Кумерово (Kumerow). Краков небольшой городок при одноименном озере. Густров, бывшая столица Венденского Княжества. Новый Буков (Neu-Buchow), городок в Мекленбургском Княжесте, рядом село Старый Буков.

Отождествляется со всей системой Славянских городов с окончаниями на –ОВ. Современные Беларуские Быхов, Раков, Чериков, Ратмиров. Особо отметим прямое тождество с легендарной фамилией Немиров, о которой «Хроника Литовская и Жемайтская» под 1407 годом сообщает: «... И так по уговору съехались [Василий Великий Князь Московский] с Витовтом над реку Угру, но Андрей Литвин крикнул: "Не мири, Витовт, не мири, уважь речь мою, мы с Москвой еще не бились". И оттого Немирой тот Андрей был назван, и оттуда размножился славный дом Немиров ...».

2. Тешень-Тишин (Tessin, Tessen), городок в Шверинском Княжестве. Кишин или Кисин (Kissin), смотри Росток. Шверин-Зверин (Schwerin), столица земли Мекленбург. Имя произошло от окружающих лесов, богатых когда-то зверями. Добертин, древний Славянский город, в 1222 году в нем основан Бенедиктинский монастырь. Пецелин-Пенецелин, уменьшительное имя реки Пены, город в Старградском Княжестве. Варшн-Варшин на берегу озера Карпин, часто опустошался пожарами. Часто упоминаемый Гельмольдом опорный город Славии Димин.

Отождествляется со всей системой Славянских городов с окончаниями на –ИН. Современные Беларуские Щучин, Кобрин, Критышин, Дивин, Волчин, Жлобин, Стрешин.

3. Стрелица Старая и Новая (Alt und Neu-Strelitz) – небольшой городок в Старградском Княдестве. В 1349 году подарено благородной фамилии Девичей (Dewitz) вместе с другим городком Furstenberg. От последнего Девичи именовались Графами Фюрстенбергскими (Grafen von Furstenberg). Рыбница (Ribenitz), городок в Шверинском Княжестве, стоит у озера, образуемого рекой Рекеницей, был уже известен в 1271 году. Кривица (Kriwitz), маленький городок в Шверинском Княжестве. Боица (Boizenburg), городок при впадении реки Боицы в Эльбу. Домища (Domitz), городок при впадении речки Элды в Эльбу. Левеница (Lefenitz или Neustadt) появляется на карте в 13 веке. Шерелица на самом юге Славии, столица Гавелян (от реки Гавель).

Отождествляется со всей системой Славянских городов с окончанием на –ЦА и –ЦЫ. Современные Беларуские Быстрица, Сенница, Гвозница, Пестуница, Гусевица, Глубочица, Голубица а также трансформировавшиеся в множественное число Шищицы, Лучицы, Плещеницы, Хотенчицы, Капланцы. Особенно много аналогичных топонимов на Балканах. Видоизмененное окончание от –ЦА является –ЕЦ, современные Беларуские Ивенец, Каменец.

3. Старград-Старгард (Stargard) – столица Старградского Княжества.

Отождествляется со всей системой Славянских городов с окончанием на –ГРАД. Белград, Новгород, современные Беларуские Новогрудок, Славгород. Есть в Беларуси и деревня Староград под Кормой Гомельской области.

5. Гноень (Gnoyen), городок у границы с Померанией (с Польшей), назван так из-за своей плодородной почвы.

Современные Беларуские Камень, Чапунь, Голынь, Горынь, Воротынь.

6. Драгун-Драгунь, городок Шверинского Княжества у озера Кумиров, при введении Христианства в нем основан монастырь в 1149 году.

Современные Беларуские Радунь, Любань, Колпень, озеро Окунь.

7. Доберан-Доберань (Dobberan), к западу от Ростока, в 1170 году в нем основан монастырь Цистерианцев, в котором хоронили некоторых из Венедских Князей.

Добераны есть в Чехии, есть Добрунь в современной Беларуси.

8. Гадебуш, город в Мекленбургском Княжестве при речке и озере по имни Славянского языческого Бога Радегаста (Radegast).

Современные Беларуские Добруш, Белоуша, Радуша.

9. Ивняк-Ивеняк (Iwenack), неподалеку от Ставни.

Отождествляется с древней системой Славянских понятий, от которой остались некоторые элементы: сушняк, столбняк.

10. Ставни (Stawenhagen), городок на границе с Померанией (Польшей).

Отождествляется со всей системой Славянских названий, образованных от множественного числа. Современные Беларуские Боровляны, Гребени.

11. Любечь (Lubetz), городок на реке Ледекиц, в 1308 году выстроена крепость.

Современная Беларуская Любча.

12. Златогорск (Goldberg) построен около 1250 года Князем Прибиславом 3-им.

Отождествляется со всей системой Славянских названий с окончанием на –ГОРСК. Современный Беларуский Светлогорск.

13. Тетерев, городок в Венденском Княжестве.

Современные Беларуские Рычев, Кричев.

14. Плава как город появляется с 1228 года.

Современная Беларуская река Клева.

15. Робель Старый и Новый на берегу озера Мурица, Новый Робель построен в 13 веке.

Современные Беларуские Бегомль, Мормоль.

Также отметим другие знаковые города Полабских Славян.

Живан (Sehman), на берегу реки Варны, на половине дороги из Ростока в Густров, здесь находился храм Венедской Богини Живы.

Пархим-Парким (Parchim), один из древнейших городов Вандалии или Балтийской Славии, Венеды в нем имели золотого идола Паркума, он же Перкун-Перун-Перкунас.

Росток, знаменитый большой город в нескольких километрах от Балтийского моря. Изначально был небольшим и был гаванью куда более значимого Кишина или Кисина (Kissin). Основатель Вендской державы Готшалк около 1050 года укрепил его крепостью и последующее его разрастание стало опустошать сам Кишин-Кисин, пока совсем не был уничтожен пожаром. Около 1160 года по распоряжению Князя Прибислава 2-ого Росток разросся вдвое. Росток получил право чеканить свою монету в конце 11 века. Название происходит из Венедского языка и означает разлив воды (от слова растекаться).

 

9. ОКОНЧАНИЕ МОНТ-МУНТ-МУНД В БАЛТО-СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ИМЕНАХ

Еще одним ярким примером единства языческих имен у Славян и Балтов являются имена, оканчивающиеся на –МОНТ–МУНТ–МУНД.

9.1. РИМОНТ-РИМУНТ-РИМУНД

«Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского» говорит, что «... живя Римонт [он же в других источниках Римунт-Римунд] у Князя Льва, научился языку Русскому, и полюбилась ему вера Христова и крестился, и крестившись понял, что этот мир есть ничто, и, оставив мир, постригся в монахи и назван именем Лавруш [Лаврентий] ...». Речь идет сыне Великого Князя Литовского Тройденя Римунте, которому приписывается постройка возле Новогрудка старейшего Лавришевского монастыря после принятия им Православия.

Этническая принадлежность ни Римунта, ни его отца Тройденя документально не установлена, Беларуская сторона настаивает на их Славянском происхождении, Летувская – на Жемайтском. Однако по тому, что Римунт «научился Русскому языку», то есть стал грамотным, и принял Русское Православие, наверняка все потомки Римунта стали на путь развития по Славянскому типу. Иными словами, Римунт имя языческое, которое могли носить как Славяне, так и Балты, так как разницы в мирском имени Римунт как Балта или Славянина ни он сам, ни его окружение не видели никакой.

9.2. НАРИМОНТ-НАРИМУНТ-НАРИМУНД

«Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского» приводит речь Римонта-Лавруша в Кернове: «... потому что дядя мой Наримунт [он же в других источниках Наримонт-Наримунд], когда сел на Великом Княжестве Литовском, герб свои Китаврас оставил братии своей, а себе создал герб – человека на коне с мечом, а то показывая через тот герб, пана взрослого, который бы мог оборонить мечом отчизну свою ...». Наримунт старший брат Тройденя, правил он в ВКЛ или нет остается вопросом. «Хроника Быховца» утверждает, что «... Наримунт, взяв город Утяны и жену свою, княжил в Кернове и в Новогрудке и в Жемайтии ...», то есть именно в ВКЛ. Наримунт был язычником, но его Славянская принадлежность определяется уже тем, что именно ему приписывается первое введение герба «Погоня» в качестве единого геральдического символа ВКЛ.

Более широко известен Наримунт (Наримонт) в крещении Глеб, один из сыновей Гедемина, Князь Полоцкий с 1335 по 1345 годы, Князь Новгородский до 1335 года, при этом по утверждению Карамзина Новгородцы добровольно призвали его к себе. По этому признаку правления в Славянских землях с их добровольного согласия в Наримунте Гедеминовиче легко узнается Славянин.

Иными словами мы видим двух Славян с одним языческим именем Наримунт, при этом имя Наримунт вполне могли носить и представители Восточных Балтов.

9.3. ЖИДИМОНТ-ЖИГИМОНТ-СИГИЗМУНД

Все объясняет имя, которое в Восточной традиции пишется как Жигимонт (устаревшее Жидимонт), а в Западной как Сигизмунд.

Сигизмунд Кейстутович, брат Витовта и двоюродный брат Ягайло, Католик, был Великим Князем Литовским с 1432 по 1440 годы. Имена и Жигимонта-Сигизмунда, и Витовта, и Ягайло – языческие, хотя носили их Славяне.

Сигизмунд Старый, он же Сигизмунд Первый, Король Польши и Великий Князь Литовский с 1506 по 1548 годы, сын Ягайло.

Сигизмунд Август, он же Сигизмунд Второй, Король Польши и Великий Князь Литовский с 1548 по 1572 годы, внук Ягайло, последний правитель династии Ягеллонов.

Сигизмунд Третий Ваза, сперва 4-й Король Швеции, Готов и Вендов с 1592 по 1599 годы, потом Король Польши и Великий Князь Литовский с 1587 по 1632 годы. Швед по национальности, Католик.

Сигизмунд Германское имя от старонемецкого sigu – «победа» и munt – «защита, покровитель». Стало распространяться после канонизации Короля Бургундии 5-6 веков.

Таким образом, окончание –МОНТ–МУНТ–МУНД обозначает не что иное, как «защитника, покровителя».

9.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Откуда на территории восточно-балтской Жемайтии и Славянской Литвы появились языческие имена с таким характерным Германским окончанием? Ответ очевиден – они были заимствованы у Немцев в эпоху совместного проживания на Эльбе и перенесены на территорию современных Литвы и Беларуси.

 

10. ВЫВОДЫ

1. Для Латвийской историографии факт миграции Полабских Славян на территорию современной Латвии – доказанный факт.

2. Миграция Вендов-Венедов в Латвию минуя территорию современной Летувы невозможна.

3. Латвийские Венды-Венеды:

— шли с запада на восток Европы вдоль берега Балтийского моря;

— были пришлым чужеродным народом по отношению к местным этносам;

— были развиты, два из трех крупнейших города Ливонии принадлежали им (Венден-Цесис и Виндава-Вентспилс), они имели в качестве фактической столицы город, который Орден Меченосцев сделал своей опорной резиденцией (Венден-Цесис);

— принимали Немецких крестоносцев намного ближе, чем местных жителей, так как были с ними знакомы ранее еще на Эльбе;

— колония Вендов-Венедов в Латвии была значительной, она прослеживалась по ходу всего повествования Генриха Латвийского и составляла по нашим оценкам 5-6 % от местного населения;

— основной маршрут Вендов-Венедов представляется следующим образом: 1149-1152 год Славия – 1155 год Курония – 1180 год в районе будущей Риги – 1200 Венден-Цесис и Виндава-Вентспилс.

3. Присутствие Вендов-Венедов в Латвии является прямым и бесспорным доказательством:

— существования Балтийского пути миграции Полабских Славян;

— массового «народного» характера этой миграции.

4. В Латвию могли придти только Бодричи-Ободриты, только они могли именоваться Вендами-Венедами, которые двигались по уже ранее проложенному «Рюрикскому» пути торговой Славянской экспансии, по которому были славянизированы Новгород, Псков и Полоцк.

5. Реальность существования Неманского ответвления от общего Балтийского пути миграции Полабских Славян доказывается внешними высокодоверительными первоисточниками. Основная отличительная черта Неманского ответвления – массовость миграционных волн.

6. Ни Венды-Венеды, ни Литвины изначально не имели своей четкой исторической зоны обитания, то есть эти этносы остались без своих исторических мест обитания, как если бы Французы остались без Франции, а Англичане без Англии. Это важнейшее обстоятельство прямо указывает на пришлость как Латвийских Вендов-Венедов, так и Литвинов Литвы.

 

11. ВАЖНЕЙШИЕ ВЫВОДЫ

1. Реконструкция общей картины исхода Вильцев-Лютичей с Эльбы по Неманскому ответвлению общего Балтийского миграционного пути Полабских Славян такова:

— стихийная миграция, она же торговая экспансия «из варягов в греки», когда был проложен сам Балтийский маршрут и славянизированы Новгород, Псков и Полоцк – 8-9 век;

— первое массовое бегство Полабских Славян по уже проторенному Неманскому ответвлению Балтийского миграционного пути, начавшееся в 929 году, когда и была создана Лютва-Летва-Литва, ставшая известной в 1009 году;

— второе массовое бегство Полабских Славян по хорошо знакомому Неманскому ответвлению Балтийского миграционного пути, начавшееся в 1149 году, Литва становится мощнейшей страной.

2. Реконструкция общего процесса «Литвинизации» такова:

— 929-950 годы – первая массовая волна миграции, 25 % Литвинов от местного населения, только за счет миграции;

— 950-1050 годы – до 75 % местного населения, прирост на 1/4 за счет миграции и на 3/4 за счет «записывания» в Литвины местных жителей;

— 1050-1150 годы – летописная историческая Литва населена Литвинами на 100 %, расширение Литвы Литвинов, незначительный экспорт «Литвинизма» в соседние регионы;

— 1150-1180 годы – географическое расширение Литвы за счет второй массовой волны миграции, массовое появление Литвинов в Жемайтии (и Аукшайтии), незначительное «записывание» в Литвины Жемайтов и Рутенов-Русинов;

— 1180-1230 годы – географическое расширение Литвы на Черную Русь, начало записывания жителей современной Западной Беларуси в Литвины;

— 1230-1300 годы – Литвинами становятся практически все жители современной Западной Беларуси;

— 1300-1377 годы – к концу правления Ольгерда Литвинами становятся все жители современной Беларуси со Смоленском и Брянском, термин Русь сохраняется за Полоцком, Витебском, Смоленском и Брянском как религиозное понятие, но живут в них Литвины;

. . .

— 1794 год – одномоментное волшебное превращение по приказу «сверху» Литвинов в Беларусов, а Жемайтов в Литовцев-Летувиникасов;

— 1794-1918 годы – массовое «записывание» в Литовцы-Летувиникасы исторических Жемайтов, которые в годы существования Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой упорно не желали «записываться» в число титульной нации Литвинов, а реализовали эту возможность только в эпоху Российской оккупации.

 

 

Рис. 1. Карта распространения основных племенных союзов Полабских Славян в 11 веке нашей эры.

 

 

Рис. 2. Карта распространения топонимов с определяющим корнем "Лит-Лет".

   

 

Рис. 3. Балтийский путь с Неманским ответвлением вынужденной массовой миграции Полабских Славян.

 

В. Антипов

Минск, июль 2012 год.

dodontitikaka@mail.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz