…ине полного отсутствия доказательств;

— по материнской линии Ольгерд являлся как минимум наполовину Славянских кровей, наверняка получил соответствующее воспитание, хотя бы второе, наверняка говорил по-славянски. Матерью Ольгерд наверняка был привит к системе Славянских ценностей;

— будучи крещенным по обычаям Киевской Православной церкви, Ольгерд обязан был знать не только Славянский язык, но и Славянскую Православную систему ценностей;

— личная печать Ольгерда четко свидетельствует, что он, будучи Великим Князем Литовским, сам себя никаким Альгердасом не считал, он считал себя Олгером;

— по факту приглашения княжить в Псков легко читается Славянская общность Ольгерда с Псковичами;

— наличие двух браков на княжнах-славянках подразумевает как общий язык общения, так и единую систему Православных ценностей;

— по наличию Славянских имен у сыновей Ольгерда в эпоху, когда слово мужа являлось определяющим, указывает, что сам Ольгерд был Славянином;

— все лица, привлекавшиеся Ольгердом в качестве иностранных послов, принадлежали к удельной Славянской знати. Сама мысль о том, что «завоеватель» Летувис-Жемайт Альгердас мог так всецело доверять свою внешнюю политику представителям «порабощенной» нации по определению невозможна;

— сам Ольгерд в 1375 году в родной ему Витебск и важнейший Полоцк ставил не каких-то там Летувисов-Жемайтов, а Славян Андрея и Радека;

— стереотипным для всех внутренних летописцев языком общения Ольгерда с представителями других Славянских этносов являлся только Славянский.

3. Официальный переводчик Академии Наук Российской Империи второй половины 19 века своими прошедшими цензуру комментариями нам передает стереотип своего времени о:

— принадлежности как минимум Ольгерда, а в его лице всех более поздних Великих Князей Литовских, к Славянам;

— принадлежности Литвы к Славянскому лагерю через рассуждения о «двух половинах» России – «восточной» Москве и «западной» Литве.

4. Война с Тевтонским и Ливонским Орденом, оттягивавшая многочисленные ресурсы с других внешнеполитических направлений Литвы, самым прямым образом повлияла на собирание Восточных Славянских земель под единое начало Вильни. Ввиду недостаточности ресурсов ВКЛ, оттянутых к Ливонии и Пруссии, таким центром стала Москва. В конечном итоге мы проиграли и войну с Христианами, и гонку с Москвой быть объединительным центром Восточных Славян.

5. Ненаучная трансформация имен собственных, этнонимов, гидронимов и топонимов ВКЛ с Летувскими окончаниями (Ольгерда превратился в Альгердаса а Кейстут в Кястусиса), преобразование «Литвы как альтернативы» в «Литву как врага» Москвы могло произойти только после 1922 года, когда возникла острая необходимость консолидации людских ресурсов вокруг нового тоталитарного режима, когда остро понадобилось срочно сделать «трех Славянских братьев».

 

8. НЕОБХОДИМОЕ ДОБАВЛЕНИЕ В ТЕМУ

Когда статья была опубликована, пришло сообщение с просьбой обратить внимание на следующий первоисточник: Ю. И. Венелин. Окружные жители Балтийского моря, то есть Леты и Славяне. Москва, 1847, 76 с.

Действительно, в тему настоящей статьи цитаты из этого документа будут весьма кстати, он только подтверждает и убедительно подчеркивает основные проводимые здесь мысли: в 19 веке даже в представлении Российской Академической историографии Литва была Славянской страной, а Великие Князья Литовские были Славянами, и Славянская Литва была реальным основным конкурентом Москве в собирании восточно-славянских земель. И эти мысли являлись официальным мнением Российской Академии Наук середины 19 века.

8.1. ПОЯСНЕНИЯ К ЦИТАТАМ

Леты – совокупность Летувисов, Латышей и Пруссов. В современном понятии это восточные Балты, однако сейчас и Пруссов и Ятвягов причисляют к Балтам западным.

Россизм – от слова Русь, определяет все связанное с Восточными Славянами, не тлько с современными Русскими.

Русак и Русанетка – понятие национальности, используется автором к лицам восточно-славянской национальности, но не имевших отношения к Российской Империи.

8.2. ЦИТАТЫ (С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ)

... Литовцы бросались в объятия Россиян-сограждан и добровольно целовали Крест, на груди их висящий. Словом, Литва приняла Греческое исповедание и Русские письмена. Это обстоятельство было торжеством Русского языка в Литве. Между тем как вероисповедание ввело Славянский язык во все Литовские церкви, Русский завладел Двором Велико - Княжеским, дворянством и присутственными местами. Этому способствовали и другие обстоятельства. Русские в Литве имели свое дворянство, имевшее самое сильное влияние на дворянство Летское, более бедное и более грубое ...

... И так высокое мнение ο Русских и стыд ο своих рубищах заставлял не одного Литовского Лета прилепляться к Русским и перенимать их язык, тем более и легче, что самый Литовский имеетъ в себе более половины Славянских слов.

Но тем более еще Россизм сделался исключительным властелином Летов, когда к Литве присоединены были и другие Русские Княжества, или страны: Минская, Псковская, Витебская, Могилевская, Черниговская, Волынская, Подольская, Киевская. В этой-то великой политической массе Леты Литовские, кои и теперь еще немногочисленны, так сказать, пали на дно. И так, если из всех упомянутых областей, и самой Виленской, набранная армия в 60 000 или 70 000 человек подступала, во время оно, к Смоленску или даже Москве под именем Литвы, как это водится у Летописцев-монахов Московского Княжества, то под сею Литвой вообразить себе нашествие будто иноплеменников, нападение особого рода нахальствующей Татарщины, только тот, кто не видет далее конца своего носа.

Дело в том, что пресловутая Историческая Литовская Империя была одна из могущественнейших Русских Княжеств, которое одно почти могло противостать Татарским наездникам; и если бы Новгородские Доги, или Дожи, столько же смыслили и в политике, сколько и на бирже, то в соединении с Виленским Потентатом, ради собственной пользы, выгнали бы из Руси гораздо прежде Заволожских плосконосых искателей счастья. Словом, под именем Литовского Царства таким же образом подразумевается Русское, как под именем нынешнего Прусского Немецкое, а именно Саксонское ...

... Некогда Литва могла с гордостью смотреть в свою будущность, но иначе определила судьбы ...

... Романом, Данилой и Львом, основателем города Львова, красивой столицы Галиции ... два молодые сына, наследники Королевства, пали около 1300 года, на Подолье в сражении с Татарами, оставив единственной наследницей свою сестру, которую завербовал за себя Польский Князь; таким образом, вся Красно-Россия досталась в приданое Полякам ...

... Влюбчивый Ягайло принес Полякам в приданое (первый из мужчин) все Литовское Царство. В 1386 году совершено торжественное соединение обширнейшей Литвы с Польшей ...

... Не влюбись Русанетка в Поляка, не влюбись Русак Ягайло в черноокую девчонку, и мы бы увидели совсем другую историю, а небольшое Польское племя осталось бы, может быть, в своей безвестности. Сколько было бы предотвращено слез! Ο жены ! Ο любовь ! ...

8.3. КОРОТКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1. Сочинение печаталось по «определению Общества ноября 30-го, 1846 г. Москва», «Императорское общество истории и древностей Российских при Московском университете». Это указывает на то, что Ю. И. Венелин являлся фактическим рупором всей официальной Российской историографии, в противном случае его труд не прошел бы в таком виде цензуру и не был бы «определен Обществом» к печати в «Московской университетской типографии».

Таким образом, Ю. И. Венелин передавал нам стереотипные взгляды Российской Академии Наук, сложившиеся в середине 19 века.

2. На примере «Русака Ягайло» мы видим стереотипное представление Российской науки середины 19 века о Великих Князьях Литовских как о Славянах.

3. На примере «Историческая Литовская Империя была одна из могущественнейших Русских Княжеств» мы видим стереотипное представление Российской науки середины 19 века о ВКЛ как Славянском государстве.

4. На примере «Некогда Литва могла с гордостью смотреть в свою будущность, но иначе определила судьбы» и «Не влюбись Русанетка в Поляка, не влюбись Русак Ягайло в черноокую девчонку, и мы бы увидели совсем другую историю» мы видим стереотипное представление Российской науки середины 19 века о ВКЛ:

— как претенденте на все восточно-славянское пространство;

— как конкуренте Москвы в собирании восточно-славянских земель.

5. На примере «Россизм сделался исключительным властелином Летов, когда к Литве присоединены были и другие Русские Княжества» мы видим стереотипное представление Российской науки середины 19 века о титульной нации ВКЛ как о Славянах.

6. На примере «если бы Новгородские Доги, или Дожи, столько же смыслили и в политике, сколько и на бирже» мы видим стереотипное согласие Российской науки середины 19 века о мощной объединительной силе Вильни, превосходящей Великий Новгород, не говоря уже о Москве, во время нашествия Батыя бывшей еще в безвестности.

 

В. Антипов

Минск, июнь 2012 год.

dodontitikaka@mail.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz