ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕ
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛАРУСОВ В МАЛОИЗУЧЕННЫХ ЛЕТОПИСЯХ

 

ГЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ

ХРОНИКА ЛИВОНИИ

О РАННЕМ ЛИТВИНО-ПОЛОЦКОМ СОЮЗЕ КАК ПРООБРАЗЕ ВКЛ

! ! ! САЙТ ПЕРЕЕХАЛ НА ! ! !

DODONTITIKAKA.UCOZ.COM

 

Одним из важнейших внешних исторических документов по истории ВКЛ безусловно называют Генриха Латвийского (далее – Генрих), создавшего первый концептуальный труд по историографии Ливонии-Латвии. И хотя Литва, неоднократно затрагиваемая в «Хронике Ливонии», является только дополнительным инструментом при раскрытии основной темы Ливонии, этот материал представляется крайне интересным для всех исследователей истории ВКЛ.

В настоящем исследовании приводятся только сведения, так или иначе затрагивающие основную тематику сайта – историческое развитие Великого Княжества Литовского.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

«Хроника Ливонии» затрагивает исторический период с 1180 по 1227 годы в Ливонии и приграничных к ней странах. Содержит ряд ценнейших уникальных исторических сведений. Хроника Генриха является наиболее авторитетным источником по истории Ливонии конца 12 и начала 13 веков.

1.1. ОБ АВТОРЕ

Сам автор нигде себя по имени не называет, однако не раз говорит о себе. Изначально в исторической науке укоренилась традиция называть автора по имени Генрих, так как это имя наиболее часто встречается в тексте, но эта традиция небесспорна и основана только на логических предположениях.

В последнее время твердо укоренилось мнение о его Немецком происхождении. Одни исследователи считают, что он родился между 1180 и 1188 годами, другие – никак не ранее 1187 года недалеко от Магдебурга, умер в 1259 в Ливонии в своем приходе. В любом случае имел теологическое образование, которое, как полагают, получил во время воспитания в монастыре августинцев Зегеберг в Голштинии. В 1205 году юношей попал в Ригу и позже начал миссионерскую деятельность в Ливонии, где в 1208 году он был рукоположен епископом Альбертом в сан священника и получил свой приход.

Генрих безусловно являлся Христианский миссионером Немецкого происхождения, лично присутствовал в Ливонии во время описываемых им событий. Таким образом, его хроника не что иное, как изложенные на бумаге свидетельства очевидца, что только добавляет веса его труду.

1.2. ДОВОДЫ В ПОЛЬЗУ ГЕНРИХА

Не можем не привести замеченные нами доводы в пользу версии об авторстве именно священника Генриха.

Первое. В пользу Генриха говорит следующий почему-то упускаемый всеми элемент. При описании событий 1212 года язычники Ливы «... хотели схватить и Епископа, но им препятствовал и грозил его священник и толмач, Генрих из Лэттии ...». Тут он говорит о самом себе как о постороннем, однако по детальному разбору происходящего очевидно, что так подробно и детально описать этот эпизод мог только непосредственный очевидец событий: скрупулезно описана череда событий в замке, куда доступ был весьма ограничен, передан глубокий смысл переговоров Епископа с восставшими Лэттами, и, в конце концов, приводится речь Епископа: «... о люди, недоверчивые сердцем, суровые лицом ...». Этот эпизод таким образом мог описать только тот, кто, во-первых, был в замке рядом с Епископом, и, во-вторых, прекрасно понимал Лэттов, а это мог быть только этот самый «... священник и толмач, Генрих из Лэттии ...».

Второе. В 1220 году Рижский «... Епископ ... не преминул послать других священников в Эстонию. Первым из них был Петр Кайкевальде из Винландии и Генрих, священнослужитель Лэттов на Имере ...». И в этом месте он говорит о себе от третьего лица, однако по контексту эпизода, разобранного тщательно и детально, также становится очевидным, что писать так подробно мог только очевидец этих событий. В том числе и не оставляющие никаких сомнений переговоры с Датчанами: «...Петр и Генрих ... говорили [Датскому священнику], что эта страна [Эстония] находится во власти Рижан, что виноградник этот насажден старанием пилигримов и трудом Рижан под хоругвью Пресвятой Девы. Затем, прибыв с тем священником в замок Датчан, то же самое изложили пред достопочтенным архиепископом Лундским Андреем. Архиепископ однако возразил ...». Ключевой фразой эпизода является «... дошло это известие до Риги, и сурово приняли его Епископ Бернард и прочие Рижане ...», так как это известие из конкурирующей Риге Дании могло дойти только от Петра и Генриха.

Третье. В пользу устоявшейся в научных кругах версии о Генрихе говорит стилистика всего труда, которая проявляется в том, что автор в написании имен собственных слишком часто использует окончание –Е, что характерно именно для местных восточно-балтских языков, хотя труд писался на Латыни. Объяснение этому весьма простое – таким образом мог писать только человек Немецкого происхождения, но органично сжившийся с местной публикой и перенявший у них некоторые местные фонетические элементы. Таким образом, частое употребление окончание –Е это не что иное, как профессиональная деформация не просто Католического священника, но еще обязательно и переводчика, возникшая под натиском повседневно встречаемого восточно-балтского быта. А такая профессиональная деформация может наступить как раз у этого самого «... священника и толмача, Генриха из Лэттии ...».

Более подробно об именах собственных с окончанием на –Е смотри отдельный раздел ниже.

1.3. МЕСТО НАПИСАНИЯ

Генрих написал свою «Хронику Ливонии» примерно в 1225-1227 годах, в которых довольно подробно описал события Ливонского крестового похода и историю обращения в Христианство Прибалтийских народов Ливов, Латгалов, Эстов и Куршей. Место написания очевидно и практически не обсуждается – это Ливония, а именно, скорее всего, Христианский приход Генриха неподалеку от столицы Ливонского Ордена Вендена. Однако его связь с Рижскими Архиепископами бесспорна, он практически являлся их спутниками и сопровождающими, что также указывает на Ригу как место если не основного писания, то, как минимум, корректировки написанного.

В настоящее время бытует представление, что Папский легат Вильгельм Моденский попросил изложить историю Христианизации Ливонии на бумаге, что было и поручено Генриху по двум причинам: во-первых, он в годы написания хроники был приставлен к Вильгельму Моденскому в качестве переводчика, и, во-вторых, Генрих по критериям образованности и осведомленности подходил на эту роль.

Как бы то ни было, в любом случае последнее слово редактора его труда оставалось за высшим духовным руководством Ливонии. Из фактов, что «Хроника Ливонии» была заказана Папским послом, а сам Рижский Архиепископ был главным цензором этого труда, можно заключить, что Генрих Латвийский являлся первым официальным хронистом Ливонии.

1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА

Никакой читатель не может не отметить ярко выраженную тенденциозность автора, описывающего все события через призму интересов Христианской церкви, чью миссию и пребывание в Ливонии он ставит превыше всего. Это легко объяснимо, если учесть церковный заказ хроники и ее церковных цензоров.

Повествование изобилует отступлениями теологической направленности, идеализирующими деяния церкви, изобличающими языческое невежество, оправдывающими кровопролитие, если оно свершалось во благо Христианизации этих земель. Труд насыщен отступлениями мистического сверхъестественного характера, приведем характерные примеры. При погребении заслуженного Христианского священника «... оказалось, что одна из нарезанных для крышки досок на целый фут короче, чем следует ... и тут увидели, что она удлинилась не человеческой, а Божьей силой и вполне подходит к гробу ...». «... Один новообращенный, бывший на расстоянии семи миль оттуда, видел и свидетельствовал, что ангелы несли на небо его душу ...».

Вместе с тем невозможно не отметить образованность Генриха, его свободное владение общей исторической концепцией своего времени не только в регионе, но и в Европе в целом. Также бросается в глаза его всесторонняя компетентность в вопросах Ливонии, он в курсе даже Самых мелких событий: так, за 1204 годом он подробно описывает эпизод по краже Литвинами-язычниками стада Ливов-христиан из-под Риги, после чего «... человек двадцать храбрых горожан догнали врагов и потребовали вернуть скот ...». Если 20 обычных горожан требуют возврата награбленного, то, соответственно, какова сила нападавших и стоило ли такой эпизод увековечивать в «Хронике Ливонии»?

Этот пример и масса других аналогичных скрупулезных описаний четко указывают на то, что труд писан не только современником, но и очевидцем всех приводимых событий.

Вначале его стиль повествования довольно сух и лаконичен, фразы коротки и точны, качественных прилагательных немного. Вместе с тем более поздние главы выдают в Генрихе одаренного всесторонне развитого человека с явными элементами литературного таланта. Его вкрапления в текст литературных отступлений теологического толка («... всемогущий Бог, хоть и испытывает непрестанно своих избранных, как золото в огне, подвергая их разным бедствиям, но никогда совсем не оставляет ...») придают повествованию средневековый шарм и заставляют окунуться в давно ушедший от нас мир феодального общества.

Повсеместно встречаемые аллегорические вставки характеризуют автора и как самобытного литератора: «... тот, кто с видом голубки говорит ласковые слова, иногда ранит так же, как змея в траве ...», «... не жгло его и солнце счастья днем, не печалила и луна неудачи ночью ...», «... горевала с ними и вся церковь, подобная в то время луку, всегда напрягаемому, но никогда не ломающемуся, или Ноеву ковчегу, вздымающемуся на высоких волнах, но не разбивающемуся, или лодке Петра, в которую бьют волны, не топя ее, или женщине, преследуемой драконом, но не побежденной им ...».

А самый настоящий литературный талант Генриха проявляется, когда он ловко и мастерски прячет истину между слов: «... Король Филипп обещал давать ему каждый год пособие в сто марок, но от обещаний никто богатым не бывает ...».

1.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского представляет собой изложенные на бумаге свидетельства очевидца и непосредственного участника событий, является высокодоверительным первоисточником, его историческая ценность бесспорна. Генрих Латвийский являлся первым официальным хронистом Ливонии. Если охарактеризовать Генриха Латвийского одной фразой, то мы представим его как сухого скрупулезного педанта с точными литературными аллегориями теологической направленности.

 

2. КОРОТКО О ЛИВОНСКОМ ОРДЕНЕ

Орден Меченосцев был основан в Риге в 1202 году как «Братство воинов Христа» по образу и подобию Ордена Тамплиеров, его основание было одобрено в 1204 году Папой Иннокентием 3-им и подтверждено Папской буллой в 1210 году. Орден Меченосцев, в отличие от других аналогичных военно-церковных организаций, сохранял номинальную зависимость от Епископа Рижского, что неоднократно приводило к взаимным претензиям.

После судьбоносного поражения от Литвы в 1236 году под Шавлями-Шауляем, где погиб второй и последний магистр, история Ордена Меченосцев практически окончилась. 12 мая 1237 состоялось торжественное присоединение остатков Меченосцев к Тевтонцам с образованием «дочернего предприятия» Тевтонского Ордена – Ливонского Ордена.

Ливонский Орден был ликвидирован вследствие его поражения в Ливонской войне с Московией в 1561 году. Его «старший брат» Тевтонский Орден был распущен только в 1809 году.

 

3. О ТЕРМИНОЛОГИИ

В оригинальном тексте Генрих использовал следующие интересующие нас этно-географические связки: Letwa – Lettones – Litowini и Ruthenia - Ruthenes.

Буквальный перевод оригинала таков: Летва – Леттоны – Литовины и Рутения - Рутены.

В переводе на Русский язык 1938 года, которым пользуются все исследователи, использованы следующие сочетания: Литва – Литовцы и Русь – Русские.

Мы же в настоящей статье используем наиболее исторически справедливые связки: Литва – Литвины и Русь – Русины.

 

 

4. ОПИСАНИЯ ЭТНОСОВ

Генрих очень скуп на описания, он не позволяет себе отходить от генеральной линии сухой хронологии, изредка разбавляемой отступлениями мистического плана, поэтому сведения о различных этносах приходится выискивать по крупицам по всему труду.

4.1. О ЛИВАХ, ЛЭТТАХ, СЕМИГАЛАХ, ЭСТАХ, КУРАХ

4.1.1. ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБЫЧАИ

Лэтты «... по обычаю язычников скрепили его [военный союз], наступив на мечи ...».

В 1212 году восставшие Ливы в осажденном замке «... воздали честь своим Богам по древнему обычаю, убивая животных; приносили им в жертву собак и козлов и бросали затем из замка, издеваясь над Христианами ...».

В 1201 году Курши «... закрепили мир, по языческому обычаю, пролитием крови ...». Какой крови автор не уточняет – скорее всего, произошел акт смешения крови тех, кто подписывал этот мирный договор.

4.1.2. ЖРЕБИЙ-ГАДАНИЕ

Был характерен для всех языческих этносов описываемого региона.

Около 1186 года в Лэттии «... собрался народ, решили узнать гаданием волю Богов о жертвоприношении ...». Там же в 1207 году «... прежде все-таки бросили жребий, желая знать волю Богов ...».

В 1208 году Вестгард, вождь язычников Семигалов, «... сверх того указывал, что жребий его Богов выпал в благоприятном смысле ...». Но «... старейшины Рижан, не обращая внимания на жребий его Богов ...» отказали ему. Те же Семигалы «... стали спрашивать своих Богов о будущем, бросали жребий, ища милости Богов, и хотели знать ...».

У Ливов «... кладут копье, конь ступает [через него] и волею Божьей ставит раньше ногу, почитаемую ногой жизни ...», или ногой смерти – по этому признаку определяли, оставить ли человеческую жертву живой или нет. Так, Эсты из Дерпта Христианского священника «... посадили на тучного быка, так как и сам он был не менее тучен, вывели из замка и стали решать жребием, кого Богам угодно избрать в жертву, священника или быка. И пал жребий на быка и тотчас его убили, а священнику, следуя воле Богов, сохранили жизнь ...».

У Куршей принцип жребия был таким же: «... Куры же, явившись со всем своим войском, оставались поблизости четырнадцать дней, ища в гаданиях помощи Богов и удобного для битвы времени ...».

У Эстов «... убивали быков и скот в жертву своим Богам, чтобы снискать их милость; но при этом убиваемые животные падали все на левую сторону, что означало гнев Богов и дурное предзнаменование ...». Также «... Эсты с большим войском шли следом, чтобы напасть с тылу, но пал в иную сторону жребий их Богов ...». Эсты «... Эзельцы, собрав большое войско, бросили жребий, чтобы узнать, угодно ли Богам, чтобы они сразились с Датчанами в Ревеле или чтобы вторглись в область Гервенскую ...».

4.1.3. МОРЕПЛАВАТЕЛИ

Все этносы без исключения показаны как отличные мореплаватели, морскими сценами «Хроника Ливонии» перенасыщена, ввиду многочисленных примеров приводить их здесь не станем. Отметим, что у всех этносов было высоко развито как торговое судоходство, так и военное, в наличии имелись целые флотилии как малых, так и больших кораблей. Описаны многочисленные морские сражения. Местные этносы могли свободно выполнять такие сложные работы, как перекрытие камнями и бревнами течения Двины с целью исключить передвижение по воде противника.

4.1.4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Были характерны для всех этносов того региона.

Около 1186 года «... Ливы из Торейды решили принести его [Теодориха, помощника первого Епископа Мейнарда] в жертву своим богам, потому что жатва у него была обильнее, а на их полях погибла, затопленная дождями ...».

В 1205 году «... семнадцать человек из них [крестоносцев] перебито было засевшими в лесу Ливами, а некоторые из этого числа принесены были в жертву языческим Богам и погибли в ужасных мучениях ...».

В 1208 году Эсты-язычники «... одного Лэтта [Христианина], по имени Вардеке, сожгли живым ...».

В 1210 году «... Эсты же преследовали бежавших направо и налево пеших Тевтонов, Ливов и Лэттов, захватили около ста из них, одних убили, других отвели к Имере и замучили в жестоких пытках. В числе последних было четырнадцать человек, из которых одни были зажарены живыми, других обнажили, сняв одежду, сделали им мечом на спине знак креста и удавили ...».

В 2011 году «... Русин [вождь Венедов и Лэттов], как и прочие, мстившие за друзей, кого захватил, одних зажарил живыми, других предал иной жестокой смерти ...».

В 1222 году язычники из Эстонской области Саккала «... схватили там Гебба, бывшего их судьей, отвели вместе с прочими Датчанами в свой замок и истязали его и других жестокими пытками; растерзали им внутренности, вырвали сердце из груди у еще живого Гебба, зажарили на огне и, разделив между собой, съели, чтобы стать сильными в борьбе против Христиан; тела убитых отдали на съедение собакам и птицам небесным ...».

4.1.5. УРОВЕНЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

В 1206 году случилось крайне важное сражение, в котором Тевтонам противостояли язычники «... Ливы, не защищенные броней ...». В этом сражении 150 Христиан сумели победить явно превосходящее по численности языческое войско Ливов. По этому факту легко догадаться, что брони у Ливов в те времена не было вовсе, если только не использовалось трофейное. В другом аналогичном описании осады замка мы находим подтверждение этому заключению: «... так как защитного вооружения они [Ливы] не имели, то при собирании дров великое множество их было перебито неожиданными выстрелами ...».

Какой дурак станет подходить к осажденному замку без защиты? Вывод прост: Ливы просто не знали никакой защиты.

В 1210 году «... Куры, оставив свои корабли в Двине, выстроили войско на поле, и каждый у них нес перед собой деревянный щит, сделанный из двух досок, и дубину, вроде пастушеского посоха ...». Вот и все вооружение Куров.

4.1.6. НРАВЫ

Просто приведем характерные цитаты, комментарии к ним совершенно излишни.

«... Племя Ливов некогда было весьма вероломно, каждый отнимал у своего ближнего, что тот имел ...», «... обещания Ливов полны лжи и коварных ухищрений ...».

Относится к Лэттам в 1207 году: из Эстонии «... уводя с собой много крупного и мелкого скота и массу девушек, которых единственно и щадят войска в тех странах ...». Остальных Лэтты «... убивали всех с утра до вечера, и женщин и малых детей ...».

В 1210 году в войсках Куршей «... как только кто-нибудь у них падал раненый ... тотчас же брат его или другой соратник добивал раненого, отрубая голову ...».

В 1210 году «... вероломные Ливы, Семигаллы и другие племена ждали только исхода нападения Куров, чтобы всем вместе идти разрушать город [Ригу] ...».

В 1210 году «... взяв заложников у Ливов, считавшихся вероломными ...».

В 1210 году «... Ливы же и Христианские пехотинцы [Ливы и Лэтты] бросились на добычу, стали угонять коней, которых там было много тысяч, и забыли о битве с уцелевшими язычниками ...».

В 1214 году во время похода в Эстонию «... Ливы с Лэттами, превосходящие жестокостью другие народы и не знающие, как Евангельский раб, жалости к товарищу-рабу, перебили бесчисленное множество народу, даже некоторых женщин и детей, не щадя никого ни в полях, ни в деревнях. И залили кровью язычников все дороги и места ...».

В 1215 году «... посланы были к ним [к Эстам священники] ... и совершили крещение там повсюду ... а затем воротились в Ливонию, не решаясь еще жить там из-за дикости других Эстов ...».

В январе 1216 года «... Эсты, бросаясь в бой с излишней смелостью ...» во множестве гибли под стрелами Тевтонов, Ливов и Лэттов.

4.1.7. СТРАХ ПЕРЕД ХРИСТИАНСТВОМ

В 1210 году «... враги говорили [слыша церковный колокол], что это Бог Христианский, Который пожирает и истребляет их ...».

В 1222 году во время всеобщего восставшие Эсты «... тела своих покойников, погребенные на кладбищах, вырыли из могил и сожгли по старому языческому обычаю ...».

4.2. О ЛИТВИНАХ

4.2.1. ЯЗЫЧНИКИ

О Литвинах сведений совершенно мало, однако из приводимых ниже цитат явно следует, что они были ярыми язычниками.

«... Литвины, ненавистники Христиан ...».

«... Как против Литвинов, так и против других язычников ...».

«... впредь не пускайте в ваш замок Литвинов, врагов Христианства ...».

«... в виде выкупа за него потом отдали голову того убитого Литвина, чтобы, получив хотя бы голову, там могли справить ему должное погребение с пиром по обычаю язычников ...».

4.2.2. СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДАМ ЧЕРЕЗ САМОПОВЕШЕНИЕ

У Генриха мы находим черту Литвинов, в корне отличающую их от других соседних этносов. Описывая склонность Литвинов к суицидам через самоповешение, он тем самым вторит Петру из Дусбурга.

«... Один священник, бывший в то время в плену у Литвинов по имени Иоанн, рассказывал, что там пятьдесят женщин, потерявших мужей [в сражении], после этого повесились. Это потому, конечно, что они надеялись вскоре же встретиться с ними в другой жизни ...».

«... Литвины, бежавшие в лес, потом, так как время было уже зимнее, одни потонули в Двине из-за трудности переправы, другие сами повесились в лесу и не вернулись в землю свою ...».

4.2.3. ЖЕСТОКОСТЬ НРАВОВ

Генрих выделял Литвинов среди других местных народов за особую жестокость и разбойничий характер.

«... Чтобы не быть снова обманутыми какой-нибудь хитростью Литвинов ...».

«... Литвины, превосходящие другие народы быстротой и жестокостью ...».

«... Власть Литвинская до такой степени тяготела тогда надо всеми жившими в тех землях племенами, что лишь немногие решались жить в своих деревушках ... Бежали и Русины по лесам и деревням пред лицом даже немногих Литвинов, как бегут зайцы пред охотником, и были Ливы и Лэтты кормом и пищей Литвинов, подобно овцам без пастыря в пасти волчьей ...».

4.2.4. ЛИТВИНСКИЕ КОНИ

Следующие цитаты крайне важны тем, что они приводят явные отличительные признаки Литвинов от всех других местных этносов.

«... Литвины на своих быстрых конях уже носились кругом церкви ...».

«... Литвины, превосходящие другие народы быстротой и жестокостью, обещавшие бодрствовать в ожидании битвы, долго и храбро сражались ... столь же быстры в бегстве, как и в бою ...».

Также показана отличительная от других местных этносов тактика Литвинов: «... Литвины окружили их со всех сторон на своих быстрых конях; по своему обыкновению стали носиться кругом то справа, то слева, то убегая, то догоняя ...».

Военная тактика всех других этносов была совершенно примитивна – они выступали на врага единым строем. Как известно, Жемайтская порода лошадей отличалась низкорослостью и выносливостью, а отнюдь не быстротой. То есть в этих цитатах мы видим явные отличия Литвинов от всех местных этносов, а также от Жемайтов: использовать разные породы лошадей могли только различные народы, отдаленные друг от друга не только территориально, но и культурно.

4.3. О РУСИНАХ

По тексту хроники мы встретили всего три элемента, характеризующих Русинов.

Войска Рижского Епископа нашли Кукенойс, сожженный и брошенный Русинами, «... по нечистоплотности прежних жителей, кишащей червями и змеями ...».

«... чтобы не быть снова обманутыми каким-нибудь ... коварством Русинов ...».

«... к празднику Крещения [начало января], когда Русины обычно больше всего заняты пирами и попойками ...».

Итак, глазами Генриха мы видим коварного нечистоплотного Русина, беспробудно пьянствующего на Новый Год.

4.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.4.1. Различные этносы, принадлежащие к совершенно разным этно-географическим зонам, имели религиозное и обрядовое единство на почве единой языческой религии. То есть язычество на территории современных Латвии и Эстонии в начале 13 века имело наднациональный единый характер со стереотипными культовыми и обрядовыми проявлениями.

4.4.2. Литвины показаны как самый жестокий этнос с глубокими языческими убеждениями, склонный к обыкновенному разбою и суициду через самоповешение в экстремальных случаях.

4.4.3. При описании военной тактики Литвинов мы видим явные отличия их от других этносов:

— использовались быстрые кони, что прямо противопоставляет Литвинов Жемайтам, которые использовали низкие выносливые породы лошадей, не отличавшиеся быстротой;

— изматывающая тактика боя с характерными стремительными выпадами и столь же стремительными отступлениями совершенно не походила на военные действия всех других описываемых этносов.

Такие очевидные различия могут формироваться только у этносов, отдаленных друг от друга не только территориально, но и культурно. Эти различия могут служить дополнительным доказательством того, что этнос Литвинов не являлся местным, а формировался в совершенно иной географической зоне без контакта с местными этносами. То есть этнос Литвинов импортировал свою военную культуру в описываемый регион.

 

5. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛИТВИНО-ЛИВОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В этой главе представлен полный перечень событий, связанных с упоминанием Литвинов, однако важнейшие показательные эпизоды, объединенные в системы, вынесены в отдельные тематические разделы.

5.1. ОККУПАЦИЯ ЛИВОНИИ

В 1184-1186 году как следствие нашествия Литвинов первый Епископ Ливонии Мейнард предложил Ливам принять обряд Крещения, «... это пришлось им по сердцу, они дали обещание и клятвенно подтвердили, что примут крещение ...», вскоре «... Ливы вторично подтвердили свое искреннее желание принять христианство ...», однако все кончилось плачевно: «... крещеные вновь возвратились к язычеству ...», как только Христиане построили им каменный замок Гольм.

Христианизация Ливонии мирным путем потерпела полный крах, крещеных насчитывалось единицы. И вот в 1198 году второй Епископ Ливонии Бертольд «... прибыл с войском в Ливонию и подошел к замку Гольм, который расположен посредине реки [Двины] ...» – из этого замка, построенного в 1184-1186 годах, и возникла Рига.

Мир оказался непрочным. Едва войско ушло, Ливы «... по истечении месяца нарушили мир ...», смывали в Двине Крещение, а в начале следующего 1199 года «... Ливы сообща решили казнить смертью всякого клирика, какой останется в стране после Пасхи ...».

С третьим Епископом Ливонии Альбертом связано начало Ливонского крестового похода, когда он «... имея с собой 23 корабля ...» успешно вошел в Гольм, где в 1201 году «... Ливы указали ему место для города, который назвали Ригой ...».

Так как с 1200 года в Ливонии постоянно находились Христианские войска, этот год и следует признать как год окончательной оккупации Ливонии. А так как в 1207 году «... вся Ливония была крещена, церковь наслаждалась тишиной и миром ...», а крестоносцы из Германии «... настолько подняли высоту городских стен [Риги], что с тех пор набеги язычников стали не страшны ...», 1207 год следует считать годом окончательного становления Ливонии как Христианского государства.

5.2. РАННИЕ УПОМИНАНИЯ О ЛИТВИНАХ

Первое упоминание о Литвинах относится к 1184-1186 годам, когда «... в ближайшую зиму Литвины, разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство ...».

В 1201 году «... Волей Божьей и Литвины [после Куршей] в том же году пришли в Ригу просить мира и тотчас по заключении его вступили с Христианами в дружеский союз, а затем следующей зимой, спустившись вниз по Двине, с большим войском направились в Семигаллию. Услышав, однако, еще до вступления туда, что Король Полоцкий [Владимир] пришел с войском в Литву, они бросили Семигаллов и поспешно пошли назад ...».

В 1204 году «... Литвины, ненавистники Христиан, вместе с Ливами, еще язычниками ... подошли к Риге и, захватив городской скот на пастбищах, уже второй раз пытались угнать его ...».

5.3. НАПАДЕНИЕ ЛИТВИНОВ 1207 ГОДА

«... После того Литвины, помня обо всех, кто были у них убиты два года тому назад Рижанами и Семигаллами, послали по всей Литве собирать большое войско. Целую ночь в канун Рождества Господня переправлялись они через Двину ... Область, ничего не слышавшую о близости врагов, они застали врасплох, многих перебили, а еще большее число увели в плен ... Литвины же, разграбив всю окрестную область, ночью собрались все вместе в деревне Анно и рано утром ушли из страны, забрав с собой женщин, малых детей и большую добычу ...».

Однако нападение закончилось неудачей, Литвины оказались «... столь же быстры в бегстве, как и в бою: одни убегали в лес, другие по дорогам, бросив пленников и добычу. Христиане преследовали их целый день и многих перебили, другие же спаслись бегством ...».

5.4. КОНФЛИКТ С СЕМИГАЛАМИ

В 1208 году «... Вестгард, вождь Семигаллов, все еще помня о поражениях и многих бедствиях, испытанных им от Литвинов ... и готовя поход против них, стал усиленно просить помощи у Христиан в Риге, упоминал, что в другой раз он приходил на помощь Рижанам для покорения других язычников ...». Рижане «... послали с Вестгардом человек пятьдесят или немного больше рыцарей и баллистариев, а также многих братьев рыцарства Христова ...».

Несмотря на отрицательные гадания-жребий, по которому «... Семигаллы стали звать Тевтонов к отступлению, так как сильно боялись нападения Литвинов ...», крестоносцы «... смело вступили все же в Литву ...». Однако страх был велик и крестоносцы «... стали без всякого промедления готовиться к возвращению в тот же день. Узнав об этом, Литвины окружили их со всех сторон на своих быстрых конях; по своему обыкновению стали носиться кругом то справа, то слева, то убегая, то догоняя ... ». Семигалы «... бросились бежать один за другим, стали топтать друг друга ... и вся тяжесть боя легла на Тевтонов ...» и в целом мероприятие провалилось.

В ответ на эту вылазку «... Литвины же, придя в Семигаллию с большим войском, начали избивать и разорять все, что нашли, но Семигаллы устроили засаду им на дороге, срубив лес, и почти всех на обратном пути перебили, а из добычи послали Рижанам почетные дары ...».

5.5. УДИВИТЕЛЬНО КОРОТКИЙ МИР

В 1210 году, когда Кукенойс уже был в Руках Рижского Епископа (смотри ниже) «... Литвины ... пришли к замку [Кукенойс] с большим войском и ... храбро напали на них. Против них вышли из замка слуги Епископа и Лэтты и многих перебили ... не выдержав этого натиска, Литвины отступили ...».

В конце 1212 года снова «... пришли Литвины в Кукенойс и просили мира и пропуска к Эстам. И дан был им мир и проход разрешен к еще не обращенным Эстам. Тотчас явившись с войском и мирно пройдя через землю Лэттов, они вступили в Саккалу, захватили и перебили много мужчин, взяли все их имущество; женщин, детей и скот увели с собой и с большой добычей вернулись другой дорогой в свою землю ...».

Но прошло всего около месяца и «... Литвины, не заботясь о заключенном с Тевтонами мире ... собрали большое войско и, переправившись через Двину, пришли в землю Лэттов, разграбили их деревеньки и многих перебили ...».

В этих событиях мы усматриваем не что иное, как проявление военной хитрости – мир был заключен только с целью беспрепятственного разграбления юго-западной части Эстонии. Как только мероприятие успешно завершилось, мир был тут же прекращен.

5.6. СМЕРТЬ ТРЕХ КНЯЗЕЙ ЗА ОДИН ГОД

В первой половине 1212 года «... в это время Даугеруте [Даугерд-Довгерд], отец жены короля Всеволода [Vissewalde] с большими дарами отправился к великому Королю Новгородскому и заключил с ним мирный союз ...», однако был на обратной дороге схвачен крестоносцами и в тюрьме «... сам пронзил себя мечом ...».

Еще в этом же 1212 году в одной вылазке к Лэттам «... пал убитым Князь и старейшина Литвинов и много других с ним ...», то есть человек, сменивший Довгерда, был тут же убит.

Скорее всего в феврале 1213 года «... пришли снова Литвины за Двину со своими спутниками, и был с ними их вождь – князь Стексе [неизвестен – Стекс-Стокс] ...». Однако Тевтонцы совместно с Лэттами «... устроив засаду на дороге, ударили на них и убили их вождя Стексе, и множество других, а прочие бежали ...».

 

6. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОЛОЦКО-ЛИВОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В этой главе представлен полный перечень событий, связанных с упоминанием Полоцка, но важнейшие показательные эпизоды вынесены в отдельные тематические разделы.

6.1. НАПАДЕНИЕ ПОЛОЦКА

Далее в 1206 году «... господин Епископ, желая снискать дружбу и расположение Владимира, Короля Полоцкого, какие тот проявлял к его предшественнику, епископу Мейнарду, послал ему через аббата Теодериха боевого коня с вооружением, но по дороге Литвины-разбойники ограбили аббата. И он и спутники его потеряли все, что у них было, но сами остались здравы и невредимы и прибыли к Королю. Вступив в город, они застали там Ливов, тайно посланных их старейшинами, которые, стараясь склонить Короля к изгнанию Тевтонов из Ливонии ... Король велел всем находящимся в его Королевстве как можно скорее готовиться к походу, чтобы ... быстро и удобно подойти к Риге ...» Люди посла-аббата «... объяснили, что пришли ради мира и дружбы ...».

Генрих объясняет причину присутствия в Полоцке Ливов тем, что «... Ливы пришли с намерением не столько выполнять волю Короля, сколько содействовать гибели Христиан ...», с чем мы полностью согласны, так как те же Ливы ранее были данниками Полоцка.

Полоцк не помог восставшим Ливам, Ливы потерпели поражения и понесли значительный урон. После этого серьезного поражения в том же 1206 году «... кое-кто из Ливов, упорствуя в коварстве, известили Короля Полоцкого через гонцов об уроне, понесенном своими, и просили прийти на помощь им против Тевтонов ... Король собрал войско со всех концов своего Королевства, а также от соседних Королей, своих друзей, и с великой храбростью спустился вниз по Двине на корабле ...».

«... Король послал гонцов к жителям Торейды, к Лэттам и к окрестным язычникам, чтобы все они выступали в поход против Рижан ... Ливы же ежедневно все искали с Королем … Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz