ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕ
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛАРУСОВ В МАЛОИЗУЧЕННЫХ ЛЕТОПИСЯХ


КТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ БЫЛ ХОЗЯИНОМ ЛИТВЫ И ЖЕМАЙТИИ

ЧАСТЬ 1

! ! ! САЙТ ПЕРЕЕХАЛ НА ! ! !

DODONTITIKAKA.UCOZ.COM

Как известно, современная Летувская историография зиждется на следующих базовых мифических постулатах, вокруг которых и строится все Летувское мировоззрение на историю Литвы и ВКЛ:

— миф о феодалах Летувы, создавших централизованное феодальное государство и «завоевавших» земли современной Беларуси и Украины, он же миф о Летувском происхождении Великих Князей Литовских;

— миф о Летувских высших должностных лицах, фактически управлявших ВКЛ;

— миф о Летувских наместниках во всем ВКЛ, в том числе на территориях современной Беларуси и Украины;

— миф о Литве как Аукшайтии, то есть одной из частей Летувы;

— миф о Летувских фактических владельцев большинства материальных ресурсов ВКЛ.

Целью настоящего исследования явилось опровержение последнего Летувского постулата о том, что всеми реальными ценностями в ВКЛ владели и распоряжались представители Жемайтско-Летувского этноса, опровержение других мифических догм приводится в других статьях.

 

1. ВЫБОР ДОКАЗАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Для наиболее полного ответа на поставленный вопрос – какой этнос реально владел и распоряжался материальными ресурсами ВКЛ – необходимо, во-первых, определить эти средневековые приоритетные государственные ценности, и, во-вторых, выбрать соответствующие исторические первоисточники, характеризующие именно эти ценности.

Как это широко известно и как это принимается в настоящее время без дополнительных рассуждений, в средние века определяющими являлись земельные и людские ресурсы. Именно из этих двух ценностей и возник фундаментальный термин «феодал» – в эпоху феодализма земельный собственник, владелец феода, эксплуатирующий зависимых от него крестьян (определение согласно Русскому энциклопедическому словарю).

Естественным выглядит и ответ на второй вопрос – какие исторические первоисточники наиболее полно характеризуют собственнические связи в отношении земли и проживающих на ней людей – это записи об их купле, продаже, передаче, залоге и тому подобное. А это есть записи в судебных книгах.

Поэтому для реализации поставленной цели мы выбрали следующие документы:

[1]. Archiwum książąt Lubartowiczów Sanguszków w Sławucie (Архив Князей Любартовичей-Сангушко в Славуче). В 7 томах. Львов. 1887-1910.

[2]. Опись документов Виленского центрального архива древних актовых книг. Выпуск 10. Акты Брестского городского суда за 1575-1715 годы. № 7027. Вильна. Типография «Артель печатного дела», Виленская, 25. Телефон 199. 1913.

[3]. Опись документов Виленского центрального архива древних актовых книг. Выпуск 2. Акты Россиенского земского суда за 1588-1591 годы. № 14587-14592. Вильна. Типография Бр. Д. и Х. Яловцер, Трокская улица, дом Гилельса. 1903.

[4]. Опись документов Виленского центрального архива древних актовых книг. Выпуск 3. Акты Россиенского земского суда за 1592-1595 годы. № 14593-14600. Вильна. Типография Бр. Д. и Х. Яловцер, Трокская улица, дом Гилельса. 1904.

[5]. Опись документов Виленского центрального архива древних актовых книг. Выпуск 4. Акты Россиенского земского суда за 1595-1598 годы. № 14601-14610. Вильна. Типография Бр. Д. и Х. Яловцер, Трокская улица, дом Гилельса. 1905.

[6]. Опись документов Виленского центрального архива древних актовых книг. Выпуск 8. Акты Упитского городского суда за 1584-1615 годы. № 5191-15194. Вильна. Типография Бр. Д. и Х. Яловцер, Трокская улица, дом Гилельса. 1912.

[7]. Опись документов Виленского центрального архива древних актовых книг. Выпуск 9. Акты Вилкомирского городского суда за 1609-1621 годы. № 13887-13892. Вильна. Типография «Артель печатного дела», Виленская, 25. Телефон 199. 1912.

[8]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 8. Акты Виленского городского суда. Вильна. Типография А. Г. Сыркина, Большая улица, дом Родкевича № 73. 1875.

[9]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 9. Акты Виленского земского суда, магистрата, магдебургии и конфедерации. Вильна. Типография А. Г. Сыркина, Большая улица, дом № 73. 1878.

[10]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 32. Акты Вилкомирского городского суда. Вильна. Типография А. Г. Сыркина, Большая улица, собственный дом № 88. 1907.

[11]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 20. Акты касающиеся города Вильны. Вильна. Типография А. Г. Сыркина, Большая улица, собственный дом № 88. 1893.

[12]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 30. Акты Трокского подкоморного суда. Вильна. Типография «Русский почин» и А. Г. Сыркина. 1904.

[13]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 26. Акты Упитского городского суда. Вильна. Типография А. Г. Сыркина, Большая улица, собственный дом № 88. 1899.

[14]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 14. Инвентари имений 16-ого столетия. Вильна. Типография А. Г. Сыркина, Большая улица, собственный дом № 88. 1888.

[15]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 38. Инвентари староств, имений, фольварков и деревень 18-ого века (1720-1798). Вильна. 1914.

[16]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 25. Инвентари и разграничительные акты. Вильна. Типография А. Г. Сыркина, Большая улица, собственный дом № 88. 1898.

[17]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 2. Акты Брестского земского суда. Вильна. 1867.

[18]. Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 1. Акты Гродненского земского суда. Вильна. В типографии А. К. Киркона.1865.

Указанные источники можно скачать в Интернете, ссылки работали в октябре 2012 года:

[1] http://www.wbc.poznan.pl/publication/65450 (Выбрать том, затем нажать «Show publication content!»);

[2-7] http://book-old.ru/BookLibrary/04100-Vilenskaya-komissiya.html (Выбрать том);

[8-18] http://www.runivers.ru/philosophy/lib/book3036/ (Выбрать том).

В дальнейшем по тексту будут использованы ссылки в квадратных скобках согласно этому перечню первоисточников.

 

2. С ИЗВИНЕНИЯМИ ЧИТАТЕЛЯМ

Несмотря на огромный объем исследуемого материала, почерпнутой из него полезной информации оказалось слишком мало для формирования полноценной доказательной статьи.

Причина этому одна – никаких доказательных элементов в пользу «мифа о Летувских фактических владельцах большинства материальных ресурсов ВКЛ» мы не обнаружили. Весь этот обширнейший пласт исторических сведений поддерживает диаметрально противоположные мысли:

— первостепенными материальными ресурсами ВКЛ владели и свободно распоряжались ими все кто угодно, но только не Летувисы-Жемайты;

— приоритетными ресурсами ВКЛ распоряжались в подавляющем большинстве случаев Литвины-Беларусы либо лица, приписавшие себя к Литвинам-Беларусам.

За что же мы приносим свои извинения?

За то, что по причине отсутствия конкурентного материала (полностью отсутствует Летувская позиция, присутствует исключительно позиция Литвинская) цель исследования сводится не к доказательному анализу, а к простой констатации упрямого факта – не Жемайты-Летувисы были хозяевами в ВКЛ, а только Литвины-Беларусы.

Эту констатацию мы только что и вынуждены были изложить.

Далее мы приведем пространные доказательные цитаты из первоисточников, а также несколько попутных крайне важных исследований.

 

3. КТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЛАДЕЛ ГРОДНЕНСКИМИ И БРЕСТСКИМИ ЗЕМЛЯМИ

Источники [2, 14, 15, 16, 17, 18] никаких известий о том, что землями современных Гродненской и Брестской областей в средние века владели представители Жемайтов-Летувисом мы так и не отыскали. Все записи актовых судебных книг по Брестскому и Гродненскому судам свидетельствуют только об обратном – эти земли принадлежали в подавляющем своем большинстве только Беларуско-Литвинским магнатам и местным Беларуско-Литвинским «земянам» (в источниках указанных как «помещики») с незначительной примесью Поляков и лиц, чью этническую принадлежность определить затруднительно.

Если по Гродненским землям еще могут возникнуть кое-какие спорные вопросы по отдельным считанным судебным делам, носящим несистемный единичный характер, то во всех Брестских судебных актах мы сумели отыскать только одну-единственную цитату, хоть как-то связанную с Жемайтией-Летувой.

[2] Стр. 8, 17 октября 1580 г. Судебное определение по жалобе хоружего Ковенского Яна Выдры, как уполномоченного поверенного мещанина Ковенского (имя неизвестно) на Мошевича жида Берестейского. Начало дела на стр. 6. То есть, будучи в Бресте-Берестье хоружий из Ковно-Каунаса Ян Выдра, приезжий Славянин, жаловался на Мошевича, местного Еврея.

3.1. ПРИМЕРЫ ТИПОВЫЕ

[18] Стр. 1. 9 октября 1586 г. Дарственная запись на пять уволок земли, принадлежащей Липскому имению, сделанная помещиком Иваном Хребтовичем в пользу церкви Пречистой Богородицы, находящейся в Липске.

[18] Стр. 9. 14 января 1585 г. Купчая крепость на одну уволоку земли, выданная Князем Федором Ивановичем Масальским священнику Олексицкой церкви Парфену Федоровичу.

[18] Стр. 16. 23 января 1604 г. Раздел имения Берестовицы в Гродненском уезде и находящейся там церкви между воеводой Андреем Лещинским, Князем Янушем Заславским и Князем Федором Масальским.

[18] Стр. 27. 22 января 1612 г. Духовное завещание ротмистра Ивана Петра Сапеги, которым он завещал Лейпунской церкви 20 уволок земли.

[18] Стр. 52. 3 октября 1626 г. Дарственная запись Самогитского старосты Яроша Воловича Гродненской церкви Пречистой Богородицы на крестьян, приписанных к землям, за рекой Неманом расположенным [Из текста документа явно следует, что упоминаемая церковь была Униатской].

[18] Стр. 289. 17 января 1618 г. Определение Гродненского земского суда по делу между помещиком Севастьяном Свяцким и Князем Кириком Масальским о нападении урядника сего последнего с вооруженной толпой на село Жорославку, принадлежащее Свяцкому, и произведенный в нем разбой.

[14] Стр. 20. 23 ноября 1556 г. Инвентарь имения Русоты в Гродненском повете, принадлежащего Юрию Воловичу. Стр. 22. «... Люди отчизные того имения пана моего, к тому двору прислухаючие, седячие в селе Путрушках: Денис и Сидор Андреевичи, Федор Миленцович и с Яковцом, Куц Голикович и Данило, Тру и Демьян Медведичи, Клабко и Кубко, Ждан и Артюх, Ходор и Матфей, Иван Андреевич, Павел Рублевич, Костюк и с Кузем, Сенчило и с Петром, Олексей Бурдунович. В том селе на Русоте, недалеко двора моего: Трохим и Иванец, парубок Юргель и с женой, тот корчму дворную заведует. Челядь дворная: Оленица Рыкунья вольная, парубок Кукурка и с женой Ганица невольная, Холоска невольная. Бояре того же двора пана моего: Валентын Осецкий, Наум Яцкович, тот теперь у дворе тивуном есть, Сергей Андреевич. Огородники: Станко, Аламец и Шимуля ...» и так далее.

3.2. ПРИМЕР, ПО КОТОРОМУ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ВОПРОС

[18] Стр. 266. 16 января 1615 г. Определение Гродненского земского суда по делу о побоях и истязаниях, причиненных помещиком Гродненского уезда Станиславом Толочкой помещику того же уезда Якову Ейсимонту.

Вопрос может возникнуть только по фамилии Эйсимонта – она явно древняя, еще Балтская дославянская (Жигимонт, Контовт), а поэтому вполне может быть и исторически Жемайтская. Однако по самому Якову Эйсимонту вопросов быть не может – он имеет Славянское имя, сам является коренным жителем Славянской Гродненской области, а по наличию наследственного имения можно с уверенностью сказать, что Жемайтского у этой ветви Эйсмонтов не осталось и следа. Евреи в то время такими владениями обладать не могли.

3.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании архивных данных, землями Брестской и Гродненской областей в 16-17 веках владели в подавляющем своем большинстве представители Литвинов-Беларусов.

 

4. КТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЛАДЕЛ ВИЛЬНЕЙ

4.1. О ВИЛЕНСКОЙ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Виленская археографическая комиссия, она же Виленская комиссия для разбора и издания древних актов – научное учреждение в Вильне, созданное по инициативе генерал-губернатора М. Н. Муравьева-вешальника в начале 1864 года. Функционировала чуть более 50 лет, прекратила свою деятельность в 1914 году по объективной причине – на Вильню наступали Германские войска.

За качеством собранного материала, за глубиной его проработки и обширности предисловий легко определяются авторитетнейшие исследователи своего времени, профессионалы, досконально владеющие вопросом. Виленская археографическая комиссия и есть острие всей Российской историографии в области Великого Княжества Литовского, их устами говорила в то время Российская наука в отношении истории ВКЛ. Именно эта комиссия и определяла взгляды всей Российской науки на историю Литвы, Жемайтии и ВКЛ в целом.

Глубина и четкость изложения итоговых трудов достойны самых лестных эпитетов, их труд достоин высшей похвалы. Качество аналитического материала, изложенного в предисловиях к томам, настолько высоко, что за прошедшее столетие актуальность предисловий не только не устарела, но и может быть использована в качестве базового учебного пособия еще очень долго. Не смотря на свою более чем вековую историю, актуальность изложенного материала сохранила свою актуальность и в наши дни.

По предисловиям становится очевидным, что перед тем как приступать к изучению архивов, комиссия предварительно готовилась с позиций историографии ВКЛ – авторы превосходно ориентируются в пространственном историческом векторе, сохраняют полную адекватность исторических связей, их ремарки к отдельным историческим актам органично вплетаются в историческую реальность.

При прочтении таких глубоких и качественных предисловий даже не замечаешь явной проимперской тенденциозности авторов – это шероховатости того времени, последствия политических требований основного заказчика – Российской Империи. Настоящей наукой такие поклоны и реверансы в сторону оккупантов просто отбрасываются и не замечаются, но глубокая научная мысль и последовательность фактов самой Виленской археографической комиссии остаются:

[11] «... Требовались новые зиждительные благотворные начала, новая строительная мощная сила, которая из пепла могла бы воссоздать феникса [из руин восстановить Вильну] ... А там на Севере [в Российской Империи] уже загоралось великое, чудное светило, неотразимо привлекавшее к себе взоры современников, и на всех распространявшее свое благодатное живитель­ное действие ... И лучше западноруссы, цветку подсолнечника подобясь, очи и сердца свои стали устремлять к нему и направляться в ту сторону, где было его течение ...».

[18] «... доказать фактически, что Западный край [современные Летува и Беларусь] никогда не был счастлив под Польским правительством, что не смотря на су­ществовавшее законодательство и множество судебных мест, никто не мог быть уверен ни в правах своей собственности, ни в личной бе­зопасности ... только подъ Русскимъ правительствомъ западный край забылъ свои страдашя, изцелилъ прежшя раны и началъ свое истинно полити­ческое состоите ...».

4.2. ВСТУПЛЕНИЕ

Одним из самых актуальных был и остается вопрос – кто же жил в Вильне, кто строил в нем свои дома, кто называл Виленские улицы, то есть, кто же был в древней Вильне фактическим хозяином. В ответе на этот вопрос нам помогает предисловие к [11], составленное тогдашним Председателем комиссии того времени Юлианом Фомичем Крачковским. Снова отмечаем мастерство и огромную работу, проделанную им, чтобы из под его пера вышел такой замечательный труд – исторический экскурс по средневековой Вильне, уже не существующей и навсегда утраченной. У того, кто не равнодушен к истории Беларуси-Литвы, не может не замирать сердца при созерцании тех высот, которыми гордилась древняя Вильна до середины 17 века, до ее полного упадка и фактического уничтожения в 1654 году.

Этот исторический экскурс по древней ушедшей от нас навсегда Вильне Юлиана Фомича Крачковского еще надолго останется эталоном мастерства, с которым следует описывать на бумаге историю одного города.

4.3. О ПРЕДСТАВЛЕННОМ ЗДЕСЬ ОБЗОРЕ

Из всего великолепия материала Юлиана Фомича Крачковского к [11] в данной статье мы приводим только сухую выжимку цитат, в которых по упоминаниям улиц и домов определяются владельцы Виленской недвижимости в период ВКЛ в составе Речи Посполитой.

Отчего свой настоящий обзор мы открываем именно со столицы Вильни? Ответ дает нам Юлиан Фомич Крачковский, и с ним просто невозможно не согласиться – оттого «... что в ней, как в центре народной жизни, сосредоточивалась всесторонняя деятельность края и что на этом основании в сохранившихся древних Виленских судебных памятниках больше всего можно предположить богатого и разнообразного исторического материала ...».

Итак, представляем Вам ушедшую от нас навсегда древнюю Вильню с позиций этимологии названий и собственнических отношений.

4.4. КТО ДАВАЛ НАЗВАНИЯ ДРЕВНИМ УЛИЦАМ

«... Начнем с древнейшей в Вильне Замковой улицы. С основанием в Вильне Гедимином замка, дорога от замка в город, в рынок, к ратуше, нынешнему театру [в начале 20 века] стала называться Замковой. Когда город начал застраиваться, Замковая дорога обратилась в Замковую улицу ...». С начавшимися застройками «... На­звание Замковой она удержала до костела Святого Иоанна включительно, а дальше вверх стала именоваться Большой или Великой ...».

РЕМАРКА. Улица именно Замковая, название во все времена использовалось только Славянское, синонимов не было. А это уже говорит о том, что впервые Замковую улицу так назвали именно Славяне.

«... Часть Большой улицы между Андреевской и Православным кафедральным собором с древнейших пор до последнего времени носит название Имбары. Все это пространство находилось по соседству с главным рынком ... Купцам очень вы­годно было иметь по соседству склады товаров, амбары: они и на месте в складах могли вести торговлю, а другую часть могли вывозить на базар. От этих складов или амбаров и улица уже в 16 веке носила название Амбары, а потом с половины 17 века Имбары ... От имени рынка опять эта часть улицы иногда называлась Рынковой или даже Великой Рынковой ... В конце рынка, на северной его стороне, в особых строениях, главным образом про­давали рыбу; от этого и соответственная часть рынка называлась "Рыбным концом" и "Рыбным торгом" ...».

РЕМАРКА. Как видим, и Имбары, и Рынок имеют чисто Славянское происхождение.

 «... С правой стороны к Замковой улице примыкала, если идти от Замка к Рынку, Безымянная улица ...». Она «... упиралась в Мокрую Браму [Мокрые городские ворота] ..». Основание стоявшего на ней костела Марии Магдалены «... принадлежало ксендзу Мартину из Душник, который с разрешения Виленского капитула проложил и саму улицу ... Некоторые писатели указанную улицу называют улицей ксендза Мартина из Душник ...».

РЕМАРКА. Этническую принадлежность Мартина из Душник установить невозможно, это мог быть и Поляк, и Литвин, и Жемайт.

«... Далее с правой стороны Замковой улицы следует переулок Скоповка ...». В 1525 году Францисканцы «... продали часть принадле­жащей им земли за сорок коп грошей Литовских Королевскому секретарю Станиславу-Якову Скопу. На них он возвел постройки, устроил для себя двор и всей местности оставил наименование ...».

РЕМАРКА. Станислав-Яков Скоп мог быть как Литвином, так и Поляком.

 «... Святоянская, Светоянская улица, как доказывает само название, получи­ла его от устроенного здесь в 1387 году костела св. Иоанна. Она не редко в актах называется просто улицей святого Яна ...». Она же со временем превратилась в простую Ивановскую: «... часть Ивановской улицы с прилегавшим к ней слева небольшим переулком напротив нынешней Дворцовой улицы называлась иногда в актах конца 16 и начала 17 веков Филипповской улицей ...».

РЕМАРКА. И здесь все принципы Славянского словообразования сохранены.

«... Шварцов переулок первоначально в 16 веке считался даже улицей и назывался сначала Задоринским и Задоровским. Свое название он получил от имени жившего здесь некоего Задорича по соседству с домом Гаштольдовой [супруги или вдовы] и Григория Остиковича. Но в 1557 году плац с домом вдовы Варвары Нушифедровой на Задоровской улице был куплен с торгов Виленским городничим Гоппом (Иовом) Прейтфусом ...».

РЕМАРКА. Скорее всего, Иов Прейтфус был протестантом, избравшим себе чисто Латинское окончание фамилии, кто он был по национальности сейчас уже не установить.

«... В акте осмотра Виленских церквей 1619 года упоминается Стеклянная улица. Из этого можно заключить, что она существовала уже в предыдущем 16 столетии ...».

«... Немецкая улица одна из древнейших улиц города Вильны. По замечанию некоторых писателей, свое название она получила от селившихся на ней немцев ... На Немецкой улице существовал когда-то Литовский монетный двор. Немецкая улица до настоящего времени сохраняет свое на­звание, хотя уже в 18 веке воспевали, что "улица Немецкая – славная, но именем только, так как Евреев здесь наплодилось столько, что Немцев и не видно" ...».

«... Рудникская улица существовала в Вильне очень давно. От рынка она вела к Рудникской Браме [Рудникским воротам Вильни] около костела Всех Святых и потом далее за город. По этой улице въезжали в город с товарами очень многие заграничные купцы, или же и свои, которые возвращались с заграничной торговли. С половины 15 столетия Рудникская улица между прочим делается преимущественной сви­детельницей въезда и выезда Великих Литовских Князей в любимый ими за­городный Рудникский дворец ...».

 «... Конская улица – мало известная ... относят происхождение ее к 17 столетию ... Этой улицей ходили в Ратушу и из постоялых домов на ней выез­жали за город через Острые ворота ... от Большой улицы она вела к Конному рынку, который находился в конце ее (поблизости с нынешней Конной площадью). На нем как и в настоящее время продавали и покупали скот и особенно лошадей, от него и сама улица получила свое название ... Конная улица, которая в монастыр­ской хронике иногда называется Хачучинской ...».

«... Первая улица от Замка на этой стороне будет Шерейкишки. Ее называли еще Сорокишки и Шерокишки. В актах Виленского капитула направление Шерейкишек определяется так: platea Szerokiszki, qua itur de ponte castri versus molendinum regium (от Замкового моста к Королевской мельнице, бывшей по соседству с домом Рубцова ... [Улица Шерейкишки] проведена в 1522 году Мартином из Душник ... С 17 столетия под именем Шерейкишек по­нимали дорогу или улицу, которая от Королевской мельницы мимо Ботанического сада шла прямо к востоку к реке Вильне. Здесь при повороте последней от Лысой горы к саду, была устроена на реке большая мельничная запруда и находился пешеходный мост. Шерейкишки шли таким образом дальше через этот мост и на правом берегу Вильны занимали пространство с одной сто­роны до горы Бекешовой, а с другой до подножия Трехкрестовой. Вся эта ме­стность представлялась очень оживленною и была застроена многими хорошими домами ...».

РЕМАРКА. Из всех упомянутых названий, включая горы, все явно Славянского происхождения, возникают вопросы только по поводу происхождения Шерейкишек. Однако уже по самой Славянской фонетической форме и по ее Славянским синонимам очевидно, что Славянское влияние на это название бесспорно: Шерейкишки это изначальные Сорокишки, которые иногда превращались в Широкишки.

«... Нынешний Замковый переулок не имел особого названия и в актах известен был под именем "улочки" ...».

«... Бернардинская улица вела с Замковой до костела того же имени, послед­нему она обязана своим наименованием. Иногда протяжение Бернардинской улицы удлиняется и этим именем называется тогда в актах улица на Заречье, за мостом ... В 1630 году Малиновский жало­вался на некоего Войтеховского за нанесение ему побоев "в дому паней Езофовой Янковской, на Зарычу, за мостом, на улицы Бернадынской, против кляштору старых панен" ...».

«... Название местности Заречье очень давнее ...».

РЕМАРКА. Заречье – типичное Славянское название всего, что расположено за рекой, там же один Славянин поколотил другого Славянина у дома Славянки.

«... Нынешняя Покровская улица – одна из древнейших в Вильне и, конечно, получила свое начало с основанием здесь Покровской церкви ...».

«... Далее к Большой улице примыкала в старое время улица Савич ... В 1597 году в акты занесена жа­лоба Высковского на мещанина Виленского Криволапа за нанесение ему побоев "на добровольной дорозе, на улицы Великой Замковой, по конец ратуша, подле вулицы Савич" ... Теперь нет никаких следов этой улицы ... В настоящее время [в конце 19 века] улицу Савич заменили две улицы: Бакшта и Андреевская ...». При этом один из переулков (смотри ниже) «... упирался в улицу Бакшту, которая начиналась у Башни на Субачьей улице (отчего и получила свое название) ...».

РЕМАРКА. И с этими названиями все предельно ясно – здесь только Славянкое и никакое другое. С улицей Бакшта от ключевого слова «Башня» тоже все предельно ясно, но почему со временем произошла такая ее трансформация, мы ничего сказать не можем.

«... Далее к Большой улице примыкала улица Субачая, нынешняя Сиротская. Это ее обыкновенное название, которое иногда переходит в "Собач" и даже в "Собачи", так что и улица называется "Собачьей" ... в давнее время и еще в 17 веке улицу Субачую и ворота на ней называли Собачьими. Происхождение такого не лестного названия объясняется тем, что здесь над воротами башни, в особом помещении с незапамятных времен как бы по праву наследства жил городской палач-кат. Его помощники-челядинцы, называемые подкациками, собачниками и другими презритель­ными именами, занимались между прочим ловлей и истреблением уличных бродячих собак. От этих собачников и улица называлась Собачьей ...».

«... У начала Субачьей улицы и как бы вместе с ней выходил на Большую улицу переулок ... Он известен с давних пор ... Так, в актах под 1601 годом значится жалоба Гребенского на некоего Истрата Ивановича за нанесение побоев, когда тот из дома Князя Огинского, лежащего в заулку улицы Савич, шел от церкви святого Кузьмы и Демьяна к гостиному двору. Иногда этот переулок называется еще в актах Смилинской улицею, называемой Кузьмо-Демьянской, от имени лежа­щей по соседству с ним церкви, или же просто Смилинской или Козьмо-Демьянской ... ».

«... От Вилен­ской Брамы [от Главных Виленских ворот] к Немецкой улице шла улица Вилейская. Древнейшее ее названише – Велейская, так как она вела к Велии реке, к "мурованному" [каменному] мосту ... Сначала эта дорога представляется продолжением как бы Епископской улицы – нынешней Дворцовой. Она окружает замок с западной стороны ... В одном из актов 1638 года записана жалоба Виленского мещанина Мешкелевича на Татар из Солтанишек, которые напали на него, когда он с рынка возвращался улицей Великой Виленской ...».

РЕМАРКА. О Славянском происхождении Солтанишек смотри ниже, все остальные название также бесспорно Славянские.

«... При соединении Виленской улицы с Немецкой сюда упирались с одной стороны улица Свято-Духовская, с другой Трокская ... В акте 1592 года говорится о доме дворя­нина Андрея Войны, что он лежал на Немецкой улице. на левой ее стороне, если идти от рынка, в самом конце улицы. где она упирается уже в Трок­скую. Последняя называлась еще и Сенаторской от лежавших на ней нескольких домов сенаторов ...».

«... переулок. известный теперь под именем Игнатьевского ... в 16 и 17 веках он известен под именем Поперечной улицы ... Поперечной эта улица называлась очевидно потому, что шла поперек других улиц Иоповой и Жидовской ...».

«... Если от костела св. Духа идти по Ивановской улице, то на левой ее стороне будет старинная Епископская улица (Бискупья), нынешняя Дворцовая. Она до настоящего времени сохранила почти свое направление и протяжение, хотя первоначально упиралась в "старожытный двор" Латинскаго Епископа ... В 1593 году земянин повету Виленского Ушинский записал своей жене дом, "лежачий в месте Виленском, за двором старожытным Его Милости Князя опекуна Вилен­ского, в тыле на улицы Бискупей" ...».

РЕМАРКА. А в этих записях мы видим не просто Славянкое начало старой Вильни, но и ее отчетливые Литвинские (Беларуские) черты – «бискупья» и «старожытный двор».

«... На правой стороне Поперечной улицы но дороге к Стеклянной начинаются другие две улицы – Жидовская и Ятковая. На своем протяжении они достигают Немецкой улицы. Через эту последнюю напротив Жидовской идет переулок святого Николая, а продолжение Ятковой тоже через Немецкую улицу составляет Обжорный переулок. Только на этих улицах на основании постановления Короля Владислава 4-ого от 1683 года разрешалось жить и торговать Евреям ... Не смотря на точно определенную черту оседлости Евреев в Вильне и распределение их занятий они уже к половине 18 века заняли, как мы видели, всю Немецкую улицу и даже лучшую в свое время Рудницкую ...».

РЕМАРКА. Обжорный переулок и Жидовская улица – такие «перлы» могли создать только Славяне. Если этимология Ятковской улицы и остается нераскрытой, то по стилистике ее написания уже угадывается Славянское ее начало.

«... От Спасских ворот мимо Пречистенского собора и митрополичьих зданий до Покровской улицы шла старинная Пречистенская или Спасская улица. В актах она известна под тем и другим названием. Она получила его от прилегающих церквей Святого Спаса и Пречистой Божьей Матери ...».

«... Первый переулок, примыкавший от Спасских ворот слева к Пречи­стенской улице, с давних пор до настоящего времени известен под именем Сафьяников. Так назывался потому, что здесь в прежнее время пре­имущественно жили сафьянных дел мастера. Он упирался в улицу Бак- шту, которая начиналась у Башни на Субачьей улице (отчего и получила свое название) и оканчивалась у Савич улицы ...».

«... Нынешняя Спасская улица, идущая от Са­вич к Пречистенской, известна в актах или просто под именем улицы от Савич к Спасским воротам, или же называется другим Лоточком. Пер­вый Лоточек или Лоточковая улица, – это нынешний Пятницкий переулок. Некоторое время он [Первый Лоточек] носил название Смилинской, Сумлинской улицы ...».

«... В актах упоминаются еще другие менее известные улицы: Хачучинская, Памекальнис, Снипишская, Квашельная, Телячья. Телячья шла по направлению нынешней Семеновской улицы. Под 1602 годом записано в актах заявление Софии Короткой об истреблении пожаром принадлежащих ей различных документов "в дому Вильчковой, подле светого Крыжа, на Телячой улицы в месте Виленском лежачом". А нынешние здания Бонифратров находятся на местности, которая в старину известна была под именем Крестовой ... К Телячьей улице примыкал и базар "Малый рынок", на котором продавалась всякая живность ...».

«... Снипишки, Рыбаки, Заречье делаются с 16 столетия нераздельным продолжением города ...».

О Снипишках. «... Нет прямых указаний, когда начала называться Снипишками местность за зеленым мостом, по левой его стороне. Нарбут передает известие, что при Витовте там жил богатый Виленский купец и мещанин Снипис; от него якобы осталось и название этой части города. В собранных нами актах впервые название "Снипишки" мы встречаем в конце 16 века. Часть Снипишек в это время принад­лежала Воловичу и в 1593 году он записал их Литовскому Канцлеру Льву Сапеге. "Селко Шнипишки" передавалось Сапеге "з домами, з подданными и зо всими кгрунтами, в певных границах лежачими, то есть, почавшы од мосту мурованого, едучи до двора Солтановскаго, прозываемаго Шешкинь, по правой стороне дороги домы и кгрунты под горою ажъ до коль двора Шешкиньскаго, логом з сеножатьми по ров, который делит имение Шешкиньское з селком Шнипишками, а там ров от поля по реку Волыо и указует проетым трыбом ку божници татарской" ...».

РЕМАРКА. В этих цитатах мы встречаем первые два бесспорные Жемайтско-Летувское наименования – улица Памелькальнис и богатый купец Снипис, давший название Снипишкам. Но если корневая основа Снипишек является Летувской-Жемайтской, то фонетические производные как улицы Снипишской, так и самой местности Снипишки четко Славянские. И владели Снипишками Славяне Волович и Сапега, и проживали в Снипишках также Славяне: «... под 1600 годом в актовых книгах записана жалоба Виленскаго мещанина Юдевича на Домбровского за нанесете ему ран и побоев "в месте Виленском, за мурованым мостом, на улицы, прозываемой Снипишках" (в другом месте – Снипишской). В документах до половины 16 века, совершенно ясно касающихся местности Снипишек, это название однако не употребляется. 1525 года Виленский войт Прокопович продал каменщику Юрию свой кирпичный завод с кирпичеобжигательной печью и другими строениями над рекой Вилией за 37 с половиной коп грошей Литовских. В 1534 году некая Малгорета, дочь Виленского мещанина Мартина Рижанина, тоже продала Виленскому магистрату свой кирпичный завод ... На Снипишках были фоль­варки и дворцы Воловичей, потом Сапеги и Жоромских ...».

Иезуитам, «... искавшим уединения, и они скоро нашли другое прекрасное, пригодное место: это был Закрет ...».

РЕМАРКА. Закрет – это исторические Лукишки после примерно середины 18 века. Название Польское.

«... Через Заречье шла главная дорога в Полоцк, в "двор его Королевское Милости Господарский Роконтиский" и на Антоколь. Здесь были плацы и дворцы Огинских, Сапеги, Кишки, Друцкого-Соколинского, Курбского, Свирского и других ...».

«... Нынешняя Ант

Сделать бесплатный сайт с uCoz