ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛАРУСОВ В МАЛОИЗУЧЕННЫХ ЛЕТОПИСЯХ
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮТВЫ-ЛИТВЫКраткое изложение версии В. Ростова (В. Деружинского), Минск, 2009 год |
К 1200 году на территории Беларуси было два главных этноса (оба - западные балты): кривичи Полоцка и ятвяги Дарагичина (в 1945 году Сталин отдал эту столицу ятвягов вместе со всей Белосточчиной Польше). Этническая граница между ними проходила по Минской области. Это были родственные народы: в долитовский период в Полоцке (бывшем с 1181 по 1190 год Республикой) правила ятвяжская династия Мингайло (после смерти Мингайло его сын Гинвилл-Юрий. потом его сын Борис). И ятвяги, и кривичи говорили на западно-балтском языке, родственном тогда языку Мазуров, Погезан, Лютичей и Лужичан (этот язык был наиболее близок славянскому - то есть языку ляхов, ободритов, киевлян). Правда, в городах Полоцкого княжества преобладал славянский язык - под влиянием их нахождения на пути «из варяг в греки», которым владели ободриты Рюрика, и под влиянием нахождения в сфере Киевского православия (Киев был проводником греческой веры). К 1200 году Ятвяжское и Полоцкое княжества были объединены в прочный военно-политический союз и являлись, по сути, уже прообразом единой страны и единого народа: их объединяли и многие победы общего ятвяжско-полоцкого (то есть беларуского в нынешнем понимании) войска над Киевом - за свою свободу от него. В военном и цивилизованном плане Ятва и Крива не представляли собой ничего особенного, и, даже объединившись к 1200 году в прообраз будущей страны с единым этносом ятво-кривичией (с присутствием еще дайновичей Дайновы, столица Лида), вряд ли могли бы стать чем-то значимым на политической карте той эпохи. Они с попеременным успехом сопротивлялись попыткам Киева вернуть тут свое господство (Полоцк на 70-90 лет был захвачен киевским князем Владимиром, но освободился при помощи ятвягов в том числе). И вдруг происходит ЧУДО! Этот край, мало кому известный и ничем ранее себя не проявлявший (кроме отчаянного сопротивления Киеву), - вдруг становится полюсом ЧУДОВИЩНОЙ СИЛЫ (военной и цивилизационной), которая под именем Литвы или ВКЛ захватывает за кратчайший срок огромнейшие земли от Балтики до Черного моря. Из ничего рождается крупнейшее государство Европы, поглотившее в себе моментально и саму Киевскую Русь. Откуда? Как? Почему? Ответ на эту загадку не имеет никакого отношения к коренному населению этих земель - ятвягам и кривичам, а тем более к жемойтам. которые в ту пору были туземцами, не имевшими гончарного круга и кирпича, не знавшими обработки металла и городищ. Жемойты тогда жили в землянках в чаще лесов, воевали каменными топорами, были язычниками и не имели письменности. Но ответ прост - Литва-ВКЛ была создана в Новогрудке мигрантами с Полабья, Поморья и Порусья - как своя новая страна, «Земля обетованная». Немецко-польская экспансия в Балтике вызвала «новое переселение народов». Полабцы сначала бежали в Поморье. Оттуда были изгнаны в Порусье (Пруссию). Уже из Пруссии - все бежавшие были изгнаны к нам в Новогрудок. По разным и приблизительным оценкам историков, за сравнительно небольшой период в несколько десятилетий в земли вокруг Новогрудка (первой столицы ВКЛ) мигрировало: - до 100 тысяч пруссов (в основном погезан из Погезании Миндовга); - около 60-80 тысяч лютичей Лютвы Поморья; - около 60-80 тысяч лужицких сорбов; - около 30-60 тысяч ободритов; - около 20 тысяч русинов острова Русен (Рюген); - около 40-60 тысяч русинов Руси-Помазовья (Помезании; многие из них, впрочем, являлись теми же ободритами, русинами, лютичами и лужичанами, которые до последнего защищали Помезанию-Русь от немцев); - плюс другие славяне и балты. Мигрировало в основном население городов Полабья, Поморья и Порусья - поэтому эти мигранты были ценны в цивилизационном плане. Например, в Новогрудке невесть откуда тогда появилась крупнейшая в Восточной Европе алхимическая лаборатория, чего даже в намеке не было у всех соседей, плюс там же появились самые передовые производства: стеклолитейные, по обработке стали и прочие. И ценны в военном плане - ибо большинство мигрантов составляли княжеские дружины с семьями и слугами. Тут следует напомнить, что Пруссия являлась вовсе не моноэтническим «образованием пруссов», а сами пруссы - это собрание совершенно разных племен. На западе Пруссии в Помезании (второе название - Русь или Рейсен у немцев) жили русины-славяне, Помезанией правил князь Святополк. Далее лежало «сердце Пруссии» - это Погезания Миндовга, ее население - западные балты, родственные кривичам, дайновичам, ятвягам, мазурам, лужичанам и лютичам. А далее - это земли восточных балтов Вармия, Барта, Надровия, Самбия, Скаловия и пр. Там население было родственно жемойтам и латышам, оно особо и не сопротивлялось немецкой экспансии, так как считало себя слугами погезан и русинов-помезан. Все сопротивление немцам заключалось только в Помезании Святополка и в союзной ему Погезании Миндовга. Когда два этих очага сопротивления пали - вся Пруссия стала немецкой. До 1219 года Новогрудок являлся городом, лежащим на этнической земле ятвягов (Ятва, Ятвягия). С этого года он перестает быть Ятвой и становится Литвой, им правят уже литвинские (Лютвы) князья Булевичи и Рускевичи, мигранты с Поморской Литвы, которые и закрепили эту свою новую власть в Договоре 1219 года с князьями Галицкой Руси. Об этом переселении было известно давно. Этот факт сообщался в скандинавской «Саге про Тыдрека Бернского» (XIII век). В ней говорилось, что князь Вилькин (то есть князь вильцев-лютичей) со своими воинами пошел на восток и захватил Полоцк и Смоленск. Он оставил там свое войско, а сам вернулся в «страну Вилькинланд», то есть страну вильцев-лютичей (Урбан Павла. Древние литвины. Язык, происхождение, этническая принадлежность. Минск, 2003. С. 71). Очевидно, это «преданье о древнем переселении части вильцев-лютичей с запада на восток». Причем, в нем указано, что не только вильцы-лютичи ушли в Новогрудок, но заодно подчинили себе и землю кривичей, которая тогда была под управлением династии ятвяжских князей и в теснейшем союзе с Ятвой. Далее эта «Земля обетованная» является местом миграции вообще всех с Полабья, Поморья и Порусья - под руководством Миндовга и Святополка, которые демонизируются в «Великой Хронике Польской». Хроника пишет, что Миндовг, бежав к нам в Новогрудок со всеми этими мигрантами, объединил под своим началом их в 30-тысячное (что огромно для той эпохи!) войско «пруссов и литвинов» (первое упоминание о Литве в хронике!), и этим огромнейшим войском вторгся в Польшу. Прошелся по всей Польше, сжигая ее города (в том числе наиболее разорил Плоцк, что возле Кракова), а также на время отвоевал у немцев Пруссию, где истреблял тевтонов и вешал всех прусских коллаборационистов. Итак - вот самое первое упоминание в источниках о том знаменитом 30-тысячном рыцарском войске ВКЛ, которое и будет создавать Литву от Балтики до Черного моря (и само, и их дети и внуки). После этих разорений польской земли поляки отказались от самой мысли соперничать с нами, а затем приняли нашу сторону в конфликте с немцами (Грюнвальдская битва 1410 года). Однако урок полякам дал именно Миндовг, что запомнили навсегда и что отражено в трагических главах «Великой Хроники Польской» о нашествии с нашей стороны. Причем ничего подобного никогда ранее не было в истории отношений нас как соседей: до этого ятвяги никогда так не опустошали земли ляхов. В землях нашего Новогрудка в 1219-1260-х годах было создано совершенно новое государство мигрантов - Литва. Имя свое оно взяло от первых сюда мигрировавших лютичей и их князей Булевичей и Рускевичей, но вот в этническом плане это было объединение и русинов-славян Полабья, и лютичей-вильцев, и погезан Миндовга, и лужичан. Причем лужицкая культура сегодня наиболее близка беларусам (может, потому, что единственная сохранилась в Германии и нет возможности с чем-то иным сравнивать в этом вопросе). Польский исследователь Т. Лер-Сплавиньски признавал факт миграции носителей лужицкой культуры с области между Лабой и Одрой в западную часть Беларуси (Lehr-Splawinski Т. Poczatki ekspansji slowian ku Wschodowi // Slavia Antiqua T. IX. 1962. с. 5.). Таким образом, в Западной Беларуси оказался чудовищный наплыв населения (в разы больше местного ятвяжского), который создал и новую страну – ВКЛ. Эти мигранты принесли с собой не только неизвестное до того тут и в Жемойтии (нынешней Реслублике Летува) слово «Литва», но и свой герб «Погоня». «Погоня» была до нашей Литвы у князя Помезании Святополка. «Святополк - первый поморский князь, получивший титул «dux», что означало одновременно суверенную власть и независимость. Эту идею отражала символика герба Святополка: рыцарь на коне со щитом и знаменем (Czaplewski P. Tytulatura ksiazat pomorskich do poczatku XIV J w. // Zapiski TNT 1949 T. 15. S 9-61). На печати Миндовга руническая надпись, а святые тексты ариан писались именно руническим письмом. По этой причине они массово уничтожались потом католиками и православными без разбору - ксендзы и попы не понимали руники и сжигали все подряд, на рунике написанное, так исчезла почти вся руническая литература полабцев, поморов, пруссов - и наша в том числе. Соседство с рунической надписью говорит об арианском характере креста с двумя перекладинами на знаменитой печати Миндовга. Будь этот крест католическим - его сопровождала бы латиница, а будь он православным – кириллица. Сама эта печать Миндовга отражает возникновение Литвы-Беларуси, литвинов-беларусов и Нашего ВКЛ, к чему не имеют никакого отношения жемойты Самогитии (нынешней Республики Летува). Все это показывает абсурдность не только фантазий летувисов о том, что они, дескать, создали огромное ВКЛ, но равно и абсурдность точно таких фантазий уже наших беларуских историков, что это беларусы создали ВКЛ. Великая страна ВКЛ была создана не усилиями наших местных племен, а мигрантами с Полабья, Поморья и Порусья. Это, думаю, следует, понять и осознать. По поводу Летувы-Жемойтии наши историки говорят (приводя массу аргументов), что ее маленький народ не мог управлять огромной страной ВКЛ. Но ведь это в какой-то мере относится и к нам - без мигрантов мы бы точно так никогда не создали крупнейшую страну «от моря до моря», владея Украиной и Центральной Россией. Есть разные оценки той миграции, более верной, на мой взгляд, является такая: население Западной Беларуси тогда, в эпоху создания ВКЛ, выросло минимум в 5-7 раз. Другие исследователи горят в 10-12 раз. В любом случае это - полное изменение лица региона. В демографическом плане, в цивилизационном, в военном и политико-государственном. С точки зрения исторических концепций сей «запал экспансии ВКЛ» был задан только тем, что к нам мигрировали в большей части горожане и княжеские дружины, то есть цеховики и рыцари. Прошло несколько веков - весь этот «запал» канул в Лету. Мы стали снова сами собой - «нормальной» Литвой-Беларусью, в которой уже не было избытка воинства. Отсюда стали «хиреть» в военном плане, уже давно не являясь пугающей всех «военной Литвой». И все кончилось разделом Речи Посполитой, где наши военные силы были уж совершенно слабы и карикатурны.
В. Антипов Минск, февраль 2011 год. dodontitikaka@mail.ru |