ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕ
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛАРУСОВ В МАЛОИЗУЧЕННЫХ ЛЕТОПИСЯХ

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮТВЫ-ЛИТВЫ

Краткое изложение версии В. Ростова (В. Деружинского), Минск, 2009 год

К 1200 году на территории Бе­ларуси было два главных этноса (оба - западные балты): криви­чи Полоцка и ятвяги Дарагичина (в 1945 году Сталин отдал эту столицу ятвягов вместе со всей Белосточчиной Польше). Этни­ческая граница между ними про­ходила по Минской области. Это были родственные народы: в долитовский период в Полоцке (бывшем с 1181 по 1190 год Рес­публикой) правила ятвяжская династия Мингайло (после смер­ти Мингайло его сын Гинвилл-Юрий. потом его сын Борис).

И ятвяги, и кривичи говорили на западно-балтском языке, родственном тогда языку Мазу­ров, Погезан, Лютичей и Лужичан (этот язык был наиболее близок славянскому - то есть языку ля­хов, ободритов, киевлян). Прав­да, в городах Полоцкого княже­ства преобладал славянский язык - под влиянием их нахож­дения на пути «из варяг в греки», которым владели ободриты Рюрика, и под влиянием нахождения в сфере Киевского православия (Киев был проводником греческой веры).

К 1200 году Ятвяжское и Полоцкое княжества были объеди­нены в прочный военно-полити­ческий союз и являлись, по сути, уже прообразом единой страны и единого народа: их объединяли и многие победы общего ятвяжско-полоцкого (то есть беларуского в нынешнем понимании) войска над Киевом - за свою свободу от него.

В военном и цивилизованном плане Ятва и Крива не пред­ставляли собой ничего особен­ного, и, даже объединившись к 1200 году в прообраз будущей страны с единым этносом ятво-кривичией (с присутствием еще дайновичей Дайновы, столица Лида), вряд ли могли бы стать чем-то значимым на политической карте той эпохи. Они с попе­ременным успехом сопротивля­лись попыткам Киева вернуть тут свое господство (Полоцк на 70-90 лет был захвачен киевским князем Владимиром, но освобо­дился при помощи ятвягов в том числе).

И вдруг происходит ЧУДО! Этот край, мало кому известный и ни­чем ранее себя не проявлявший (кроме отчаянного сопротивле­ния Киеву), - вдруг становится по­люсом ЧУДОВИЩНОЙ СИЛЫ (военной и цивилизационной), которая под именем Литвы или ВКЛ захватывает за крат­чайший срок огромнейшие зем­ли от Балтики до Черного моря. Из ничего рождается круп­нейшее государство Европы, по­глотившее в себе моментально и саму Киевскую Русь.

Откуда? Как? Почему?

Ответ на эту загадку не имеет никакого отношения к коренно­му населению этих земель - ятвягам и кривичам, а тем более к жемойтам. которые в ту пору были туземцами, не имевшими гончарного круга и кирпича, не знавшими обработки металла и городищ. Жемойты тогда жили в землянках в чаще лесов, воева­ли каменными топорами, были язычниками и не имели пись­менности.

Но ответ прост - Литва-ВКЛ была создана в Новогрудке миг­рантами с Полабья, Поморья и Порусья - как своя новая стра­на, «Земля обетованная».

Немецко-польская экспансия в Балтике вызвала «новое пере­селение народов». Полабцы сна­чала бежали в Поморье. Оттуда были изгнаны в Порусье (Прус­сию). Уже из Пруссии - все бе­жавшие были изгнаны к нам в Новогрудок.

По разным и приблизитель­ным оценкам историков, за срав­нительно небольшой период в несколько десятилетий в земли вокруг Новогрудка (первой столи­цы ВКЛ) мигрировало:

- до 100 тысяч пруссов (в основ­ном погезан из Погезании Миндовга);

- около 60-80 тысяч лютичей Лютвы Поморья;

- около 60-80 тысяч лужицких сорбов;

- около 30-60 тысяч ободритов;

- около 20 тысяч русинов ост­рова Русен (Рюген);

- около 40-60 тысяч русинов Руси-Помазовья (Помезании; многие из них, впрочем, явля­лись теми же ободритами, руси­нами, лютичами и лужичанами, которые до последнего защища­ли Помезанию-Русь от немцев);

- плюс другие славяне и балты.

Мигрировало в основном насе­ление городов Полабья, Помо­рья и Порусья - поэтому эти миг­ранты были ценны в цивилизационном плане. Например, в Новогрудке невесть откуда тог­да появилась крупнейшая в Вос­точной Европе алхимическая лаборатория, чего даже в намеке не было у всех соседей, плюс там же появились самые пере­довые производства: стеклолитейные, по обработке стали и прочие. И ценны в военном пла­не - ибо большинство мигрантов составляли княжеские дружины с семьями и слугами.

Тут следует напомнить, что Пруссия являлась вовсе не мо­ноэтническим «образованием пруссов», а сами пруссы - это собрание совершенно разных племен. На западе Пруссии в Помезании (второе название - Русь или Рейсен у немцев) жили русины-славяне, Помезанией правил князь Святополк. Далее лежало «сердце Пруссии» - это Погезания Миндовга, ее населе­ние - западные балты, родствен­ные кривичам, дайновичам, ятвягам, мазурам, лужичанам и лютичам. А далее - это земли восточных балтов Вармия, Бар­та, Надровия, Самбия, Скаловия и пр. Там население было род­ственно жемойтам и латышам, оно особо и не сопротивлялось немецкой экспансии, так как счи­тало себя слугами погезан и русинов-помезан. Все сопротивле­ние немцам заключалось толь­ко в Помезании Святополка и в союзной ему Погезании Миндовга. Когда два этих очага сопротивления пали - вся Пруссия стала немецкой.

До 1219 года Новогрудок являлся городом, лежащим на эт­нической земле ятвягов (Ятва, Ятвягия). С этого года он пере­стает быть Ятвой и становится Литвой, им правят уже литвинские (Лютвы) князья Булевичи и Рускевичи, мигранты с Поморс­кой Литвы, которые и закрепили эту свою новую власть в Договоре 1219 года с князьями Галицкой Руси.

Об этом переселении было известно давно. Этот факт сообщался в скандинавской «Саге про Тыдрека Бернского» (XIII век). В ней говорилось, что князь Вилькин (то есть князь вильцев-лютичей) со своими воинами по­шел на восток и захватил Полоцк и Смоленск. Он оставил там свое войско, а сам вернулся в «страну Вилькинланд», то есть страну вильцев-лютичей (Урбан Павла. Древние литвины. Язык, проис­хождение, этническая принад­лежность. Минск, 2003. С. 71). Оче­видно, это «преданье о древнем переселении части вильцев-лютичей с запада на восток». При­чем, в нем указано, что не только вильцы-лютичи ушли в Новогрудок, но заодно подчинили себе и землю кривичей, которая тогда была под управлением династии ятвяжских князей и в теснейшем союзе с Ятвой.

Далее эта «Земля обетован­ная» является местом миграции вообще всех с Полабья, Поморья и Порусья - под руководством Миндовга и Святополка, которые демонизируются в «Великой Хронике Польской».

Хроника пишет, что Миндовг, бежав к нам в Новогрудок со все­ми этими мигрантами, объеди­нил под своим началом их в 30-тысячное (что огромно для той эпохи!) войско «пруссов и литвинов» (первое упоминание о Литве в хронике!), и этим огромней­шим войском вторгся в Польшу. Прошелся по всей Польше, сжигая ее города (в том числе наиболее разорил Плоцк, что возле Кракова), а также на вре­мя отвоевал у немцев Пруссию, где истреблял тевтонов и вешал всех прусских коллаборационис­тов.

Итак - вот самое первое упо­минание в источниках о том зна­менитом 30-тысячном рыцарс­ком войске ВКЛ, которое и будет создавать Литву от Балтики до Черного моря (и само, и их дети и внуки). После этих разорений польской земли поляки отка­зались от самой мысли соперни­чать с нами, а затем приняли нашу сторону в конфликте с нем­цами (Грюнвальдская битва 1410 года). Однако урок полякам дал именно Миндовг, что запомни­ли навсегда и что отражено в трагических главах «Великой Хроники Польской» о нашествии с на­шей стороны. Причем ничего подобного никогда ранее не было в истории отношений нас как соседей: до этого ятвяги ни­когда так не опустошали земли ляхов.

В землях нашего Новогрудка в 1219-1260-х годах было создано совершенно новое государство мигрантов - Литва. Имя свое оно взяло от первых сюда мигрировавших лютичей и их князей Булевичей и Рускевичей, но вот в этническом плане это было объединение и русинов-славян Полабья, и лютичей-вильцев, и погезан Миндовга, и лужичан. Причем лужицкая культура сегодня наиболее близка беларусам (может, потому, что единственная сохранилась в Германии и нет возможности с чем-то иным сравнивать в этом вопросе).

Польский исследователь Т. Лер-Сплавиньски признавал факт миграции носителей лужицкой культуры с области между Лабой и Одрой в западную часть Беларуси (Lehr-Splawinski Т. Poczatki ekspansji slowian ku Wschodowi // Slavia Antiqua T. IX. 1962. с. 5.).

Таким образом, в Западной Беларуси оказался чудовищный наплыв населения (в разы боль­ше местного ятвяжского), который создал и новую страну – ВКЛ. Эти мигранты принесли с собой не только неизвестное до того тут и в Жемойтии (нынешней Реслублике Летува) слово «Литва», но и свой герб «Погоня».

«Погоня» была до нашей Литвы у князя Помезании Святополка.

«Святополк - первый поморский князь, получивший титул «dux», что означало одновременно суверенную власть и независимость. Эту идею отражала символика герба Святополка: рыцарь на коне со щитом и знаменем (Czaplewski P. Tytulatura ksiazat pomorskich do poczatku XIV J w. // Zapiski TNT 1949 T. 15. S 9-61).

На печати Миндовга руническая надпись, а святые тексты ариан писались именно руническим письмом. По этой причине они массово уничтожа­лись потом католиками и пра­вославными без разбору - ксен­дзы и попы не понимали руники и сжигали все подряд, на рунике написанное, так исчезла почти вся руническая литература полабцев, поморов, пруссов - и наша в том числе.

Соседство с рунической над­писью говорит об арианском ха­рактере креста с двумя перекла­динами на знаменитой печати Миндовга. Будь этот крест католи­ческим - его сопровождала бы латиница, а будь он православ­ным – кириллица.

Сама эта печать Миндовга отражает возникновение Литвы-Беларуси, литвинов-беларусов и Нашего ВКЛ, к чему не имеют ни­какого отношения жемойты Самогитии (нынешней Республики Летува).

Все это показывает абсурдность не только фантазий летувисов о том, что они, дескать, создали огромное ВКЛ, но равно и абсурдность точно таких фантазий уже наших беларуских исто­риков, что это беларусы создали ВКЛ.

Великая страна ВКЛ была создана не усилиями наших ме­стных племен, а мигрантами с Полабья, Поморья и Порусья. Это, думаю, следует, понять и осознать.

По поводу Летувы-Жемойтии наши историки говорят (приводя массу аргументов), что ее маленький народ не мог уп­равлять огромной страной ВКЛ. Но ведь это в какой-то мере относится и к нам - без мигрантов мы бы точно так никогда не со­здали крупнейшую страну «от моря до моря», владея Украиной и Центральной Россией.

Есть разные оценки той миграции, более верной, на мой взгляд, является такая: население Западной Беларуси тогда, в эпоху создания ВКЛ, выросло минимум в 5-7 раз. Другие исследователи горят в 10-12 раз. В любом слу­чае это - полное изменение лица региона. В демографическом плане, в цивилизационном, в военном и политико-государ­ственном.

С точки зрения исторических концепций сей «запал экспансии ВКЛ» был задан только тем, что к нам мигрировали в большей части горожане и княжеские дру­жины, то есть цеховики и рыца­ри. Прошло несколько веков - весь этот «запал» канул в Лету. Мы стали снова сами собой - «нормальной» Литвой-Белару­сью, в которой уже не было из­бытка воинства. Отсюда стали «хиреть» в военном плане, уже давно не являясь пугающей всех «военной Литвой». И все кончи­лось разделом Речи Посполитой, где наши военные силы были уж совершенно слабы и карикатур­ны.

 

В. Антипов

Минск, февраль 2011 год.

dodontitikaka@mail.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz