ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕ
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛАРУСОВ В МАЛОИЗУЧЕННЫХ ЛЕТОПИСЯХ

 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ «ЛИТВА» ОТ РЕЧКИ ЛЕТАУКИ


Вопрос «Откуда происходит термин Литва» стал риторическим в кругах историков как Беларуси, так и Летувы. На сегодняшний день прямого ответа на вопрос «Откуда происходит понятие Литва» нет у исследователей ни Летувы, ни Беларуси. Однако в Летуве склоняются к так называемой «Гидрономичной теории», которую считают официальной и даже допущенной в качестве учебного материала на уровне среднего общего образования.

В данном коротком сообщении мы попытаемся в двух словах опровергнуть данную теорию, что не составляет особого труда ни одному здравомыслящему человеку, обладающему базовыми историческими знаниями.

 

СУТЬ ТЕОРИИ

Она состоит из двух следующих фундаментальных постулатов:

1. Первоисточником этнонима «Литва» считается исключительно Летувское Lietuva или произносимое Letuva-Летува.

2. Этноним «Lietuva» происходит как производное от «Летаука», названия небольшой речушки – правого берега Вилии около Кернаве (историческое название – Кернов) и Чебишкис (историческое название – Чабышки).

Вместе с тем Летувские исследователи, и надо отдать им в этом должное, отмечают следующие немаловажные моменты:

1. Этимология Летауки не ясна, ясной трактовки этому гидрониму не существует.

2. Летувские историки прямо указывают на славянское происхождение названия Летауки – отрицать этот факт просто невозможно, так как окончание –вка является исключительно славянским и ничьим более, например:

— самостоятельные существительные: веревка, сноровка, золовка;

— уменьшительные и ласкательные: голова – головка;

— топонимы и гидронимы: Семеновка, Михайловка, Самойловка и та же Летавка.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Для формирования выводов нам необходимо определить основополагающую систему координат, некие общепринятые точки отсчета.

1. Первое фундаментальное понятие – окончание –ука является исключительно славянским. Это фонетическое звучание пишется: на Польском –wka, на Русском –вка, на Беларуском (Литвинском) –ука. Этот базовый тезис нигде не оспаривается, в том числе и в Летуве.

2. Второе фундаментальное понятие – окончание –ука указывает исключительно на Беларуское (Литвинское) происхождение Летауки. Это базовые фонетические понятия Беларускай (Литвинской) мовы и также нигде не оспариваются, в том числе и в Летуве.

Приведем следующие примеры: Семеновка – Semenowka – Сяменаука, Михайловка – Mihaylowka – Мiхайлаука, Самойловка – Samoylowka – Самойлаука, Летавка – Letawka – Летаука.

 

КРИТИКА ТЕОРИИ

ПЕРВОЕ

Нарушение дочерне-материнских связей.

В самой Летувской теории заложено чудовищное противоречие между Летувским Lietuva и не просто славянским, а исключительно Беларуско-Литвинским Летаука. Иными словами, следуя логике данной теории, неким чудесным образом из исключительно Беларуского (Литвинского) гидронима Летаука появилось исключительно Летувское Lietuva.

Алогичное противоречие заключено уже в самом посыле теории – из славянского (Беларуско-Литвинского) понятия родилось понятие Летувское. Говоря доступным языком, родился слоненок, но выросла из него муха, или, если желаете, на яблоне к осени созрели желуди. Мы же уверены в обратном: для нормальной логистики генетическая связь мать-дитя не может обсуждаться в принципе, это общечеловеческий постулат.

Таким образом, из славянского (Беларуско-Литвинского) понятия Летаука могло произойти только славянское (Беларуско-Литвинское) понятие Литва. Иными словами, если понятие «Литва» и происходит от некоего гидронима «Летаука», то в таком случае эти два понятия исключительно Беларуско-Литвинского происхождения, так как эта трансформация подчиняется элементарному закону дочерне-материнских связей: из слоненка вырастает только слон, а на яблоне по весне созревают только яблоки и ничто иное.

 

ВТОРОЕ

Нарушение причинно-следственных связей.

Фундаментальное правило формирования топонимов и гидронимов следующее: ПЕРВЫМ появляется источник гидронима или топонима, ВТОРЫМ – сам гидроним или топоним. То есть сперва обязан быть Тарас, чтобы только потом была основана Тарасовка – Tarasowka – Тарасаука. То есть сперва обязан быть Тарас, чтобы он смог назвать речку Летаукой.

Именно такой причинно-следственный исторический порядок принят по умолчанию и является парадигмой при ведении исторических исследований, ибо он лежит в плоскости базовых человеческих понятий.

По Летувской теории получается, что Тарасовка – Tarasowka – Тарасаука уже существовала, а потом пришел некто, кто себя никак не самоидентифицировал, и назвался Тарасом. Из Летувской теории вытекает, что Летаука уже существовала, а потом пришел некто безымянный и безличностный, и назвался Летувой.

Из Летувской теории вытекает только этот и никакой другой абсурд.

 

ТРЕТЬЕ

Самоунижение народа невозможно по своей сути.

Вопросы оппонентам из Республики Летува. Как же назвать это человеческое стадо, некогда пришедшее на Летауку, которое понятия до этого не имело, что оно, это стадо, в этом мире абсолютно никто? Каким уровнем интеллекта обладало это человеческое стадо, пришедшее на Летауку, что не могло даже самоидентифицировать себя, присвоить себе некое уникальное название, которое было у других?

Принцип, который мы продвигаем в данном смысловом параграфе, также относится к базовым историческим понятиям: каждая человеческая общность на всех стадиях своего социального развития всегда себя самоидентифицировала с целью выделить себя из числа других человеческих общностей. Самая малая человеческая общность – принадлежность к старейшине рода (позже фамилии): «Я из Тарасовичей! – А я из Федотовичей». Далее общность фамилий складывалась в общности по месту проживания: «Я из Тарасовки! – А я из Федотовки». Далее общности формировали большие социумы, называемые сейчас этносами.

Иными словами существование некоего безымянного человеческого стада исторической наукой сейчас полностью исключается. То есть человеческая общность всегда сперва самоидентифицировалось: самым первым был Тарас, потом от его рода пошли Тарасовичи, которые только потом основали Тарасовку и назвали речку Летаукой.

Утверждения Летувских историков о том, что их народ был безымянным и назвался от какой-то речки, не просто противоречит фундаментальным историческим понятиям, но и самым грубым образом оскорбляет и уничижает весь Летувский народ.

Здесь же зададим оппонентам из Республики Летува интересный вопрос в качестве дополнительного задания. Почему Ваше гипотетическое человеческое стадо, ставшее впоследствии Вашим же народом, чудесным образом прозрело именно на Летауке? Почему этого не произошло раньше? Названия не понравились?

 

ЧЕТВЕРТОЕ

Кто же назвал Летауку Летаукой, чтобы от нее потом получил название целый народ.

Попытаемся ответить на следующие вопросы. Что же это был за народ, который назвал речку Летаукой? Кто сказал пришедшему на ее берега безымянному человеческому стаду, что оно, это стадо, находится на Летауке? Там что, указатель стоял: «Welcom To Letauka! Туалет направо, внизу крутой обрыв, а кафе закрыто на ремонт»? А если бы этот некто, явно умнее всего пришедшего стада, возьми да скажи, что стадо пришло на речку Гауняуку, как тогда это стадо сейчас бы называлось?

Исходя из базового принципа «сперва человек – потом гидроним или топоним» мы заключаем, что Летауку назвали никак не Летувисы. Летауку Летаукой назвал народ, который оставил после себя несколько сотен подобных топонимов и гидронимов по всему миру (смотри здесь отдельную статью).

 

ПЯТОЕ

Почему именно эта Летаука послужила названием народа?

В Беларуси насчитывается около 120 гидронимов и топонимов от этнонима Литва. Но мы хотим выделить другую систему топонимов и гидронимов, аналогичную Летувской Летауке: в районе Новогрудка, первой столицы ВКЛ, существует, во-первых, озеро, во-вторых, впадающая в него речка, и, в-третьих, деревня возле речки и озера, и, на что обращаем особое внимание, у всех у них одно название – Литаука. Мы обращаем внимание читателя на следующие особенности этой местности, выгодно отличающие ее от Летувской Летауки:

- сразу три названия с необходимым корнем в одном месте;

- эти три названия расположены в самом центре летописной Литвы, около Миндовговского Новогрудка;

- озеро Литауку знают во всем мире благодаря поэме Адама Мицкевича «Гражина».

Казалось бы, в нашем варианте куда больше усиливающих факторов: во-первых, больше гидронимов, во-вторых, есть топоним, в-третьих, рядом расположен стольный град Новогрудок – первая столица Великого Княжества Литовского! Летувская теория, базируясь на этой местности, приобрела бы куда более стройный вид. Но нет – надо совмещать Летауку с Lietuva, из Беларуско-Леитвинского делать Летувское.

В этом параграфе заметим следующее. Озеро с названием Литоука также имеется в Витебской области, в 12 километрах от Полоцка в бассейне реки Тросница (протекает через озеро), в землях, которые всеми летописцами назывались Русью. Однако ни у одного Беларуского исследователя не родилась идея связать с Литоукой ни Полоцк, ни Русь, почему такая идея родилась у Летувских исследователей нам непонятно.

На основании того, что современная топонимика и гидронимика располагает куда более мощными необходимыми названиями, но выбор пал на малоизвестную речку Летауку, мы заключаем, что у Летувских исследователей преобладающим был тенденциозный принцип выбора – выбиралось то, что нужно, под что уже были заранее сделаны выводы.

А это ненаучно и по-детски наивно.

 

ВЫВОДЫ

Таким образом, теория историков Республики Летува о происхождении терминов Lietuva- Letuva-Летува-Литва от речки Летаука не выдерживает критики по следующим признакам:

1. Нарушение причинно-следственных связей: сперва должен был существовать человек, который назвал речку Летаукой, а не речка Летаука, от имени которой и назвался человек.

2. Нарушение дочерне-материнских связей: если речка Летаука имеет Беларуско-Литвинские корни, то все последующие названия также будут иметь эти Беларуско-Литвинские корни.

3. Существование некоего безымянного народа, который самоидентифицировался от какой-то речки, является крайне унизительным для этого народа фактом, что противоречит самой сущности этногенеза.

4. Принцип выбора именно этой Летауки среди других аналогичных и куда более подходящих названий был предвзятым и тенденциозным.

5. Беларуские исследователи даже не рассматривают версию, в которой Литвины происходили бы от какой бы то ни было Летауки-Литовки. Это чудовищный бред.

6. Сперва был народ, самоидентифицированный как Литва, и этот народ дал названия более чем двумстам гидронимов и топонимов, в том числе и указанной в Летувской теории речке Летауке.

 

Точка зрения авторов настоящего сообщения на вопрос о происхождении термина Литва отображена в отдельной соответствующей публикации.

 

В. Антипов

Минск, Март 2011 г.

dodontitikaka@mail.ru

 

Рис 1. Озеро Литаука в окрестностях Новогрудка Гродненской области Беларуси.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz