! ! ! САЙТ ПЕРЕЕХАЛ НА ! ! !
DODONTITIKAKA.UCOZ.COM
Настоящее исследование всемирно известного первоисточника выполнено с целью дополнить сформированный еще в «советские» времена аналитический материал некоторыми важными аспектами и выводами, сделанными с точки зрения современной историографии.
1. ВВЕДЕНИЕ
«Хроника земли Прусской» Петра из Дусбурга (далее – Петр) была завершена в 1326 году. Этот труд можно смело охарактеризовать как первый крупный памятник историографии Тевтонского Ордена в Пруссии. Является наиболее полным источником, систематизировано и последовательно описывающим захват и уничтожение Пруссии Тевтонским войском. Раскрывает уникальный симбиоз средневековых институтов рыцарства и монашества, кровавой войны и стремления к божественному совершенству.
1.1. ОБ АВТОРЕ
Местом рождения Петра из Дусбурга считают немецкий Дуйсбург либо голландский Дусбург. Последнее предположение, как доказывают многие, более верно, так как Дусбург находился на территории Орденского баллея Утрехт, где Тевтонский Орден обосновался еще в первой половине 13 века, кроме того, во всей своей истории Тевтонский Орден имел широкие связи с Голландией.
Из самой «Хроники земли Прусской» следует, что Петр был Орденским священником. Факт, что он посвятил свое сочинение Великому Магистру Вернеру фон Орзельн (1324 — 1326), свидетельствует о его принадлежности к официальной историографии Ордена. Наша группа авторов из прямой связи Петра с Великим Магистром делает вывод о заказном характере труда, при этом заказчиком выступало высшее руководство Тевтонского Ордена. Уже сам этот факт указывает на выдающиеся литературные способности Петра, его образованность, что было оценено администрацией Ордена в виде назначения Петра в качестве официального хрониста.
Иных достоверных сведений о Петре не сохранилось.
Все обозреватели отмечают высокую степень образованности Петра, его совершенство в использовании цитат из Библии, широкую эрудиция в вопросах как исторических, так и литературных, вплоть до цитирования и современных ему авторов, и классиков Римской философии, поэзии и теологии. Целые главы использованы как литературные отступления для усиления проводимой им мысли – праведности дела Тевтонского Ордена по завоеванию Пруссии и обращении ее в Христианство. Искусное сочетание исторических данных с литературными отступлениями образует красивую логическую конструкцию, в которой, однако, легко угадывается политическая тенденциозность автора.
Суть тенденциозных литературных отступлений Петра можно выразить в следующей итоговой цитате, обосновывающей завоевательскую политику Тевтонского Ордена в Пруссии: «... о доблестнейшие рыцари и славные воители, облекитесь этим оружием и отомстите за поругание распятого Господа и отвоюйте Святую землю, обетованную Христианами, занятую язычниками! Укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши в битве ...».
Главы «Хроники земли Прусской» не только выдержаны в строгой логической последовательности, но вместе с тем совмещают в себе и чистоту художественных аллегорий, и красоту построения фраз. Это верный признак острого ума и высокой эрудиции автора. Его 8 и 9 главы, где Петр последовательно обрисовывает все атрибуты оружия и причины его использования, умело подавая сравнительные параллели между оружием Божественным и Тевтонским, делает ему честь как писателю.
1.2. МЕСТО НАПИСАНИЯ
В последнее время местом написания «Хроники земли Прусской» обоснованно считают Кенигсберг, о чем есть косвенные документальные свидетельства и доказательства того, что Петр пользовался Орденским архивом и писал свой труд в контакте с Великим Магистром Ордена. Точка зрения о замке Раганита, как нам представляется, совершенно невообразима по следующим причинам:
— этот замок расположен на самой границе Пруссии с Жемайтией, о которой у Петра были самые поверхностные сведения. Находясь прямо напротив Жемайтии через Неман, он наверняка бы знал о ней гораздо больше, чем написал, хотя бы от местных жителей, но его познания о Жемайтии настолько скудны, что вывод о Раганите как месте написания;
— в то время шла война с ВКЛ и нахождение в приграничном замке официального хрониста Тевтонского Ордена совершенно невероятно;
— Раганита построена слишком поздно, только в 1289 году, что логически не связывается с описанием войны с Пруссией, осуществленной Петром по памяти, по рассказам очевидцев и архивным данным. Задача описания Петром войны с Пруссией именно в Раганите, на наш взгляд, являлась в те времена неосуществимой по причине полного отсутствия архивных материалов и свидетелей тех событий – Пруссия была далеко к западу от Раганиты.
Версия о Мальборке как месте написания «Хроники земли Прусской» также кажется нам несостоятельной по причине далекого расположения от описываемых мест, но она все же более вероятна, чем версия о Раганите.
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА
С первых же строк читатель не может не столкнуться с явной тенденциозностью автора, что и понятно: «Хроника земли Прусской» давала картину исторических событий глазами и осмыслением событий крестоносца-завоевателя. Вместе с тем в достоверности описываемых событий сомневаться не приходится. Таким образом, мы имеем дело с трудом, в котором тенденциозно преподносятся достоверные события, что для летописных источников тех лет является фактической нормой.
Также мы согласны с общепринятой мыслью о замкнутости и ограниченности «Хроники земли Прусской» в пространстве и во времени, и эти границы летописания не распространялись дальше самого Тевтонского Ордена. В этом труде мы совершенно не встречаем обзорной Европейской политической информации, летописание как бы обособлено от внутренней и внешней политической обстановки, в которой находился Орден.
Нам не понятны мотивы, по которым Петр опускает такие важнейшие исторические детерминанты, как фактический разрыв союзнических отношений Польши с Орденом с поворотом Польши в сторону политического врага Тевтонцев – крепнущей Литвы со скреплением союза браком сына Владислава Локетка Казимира с дочерью Гедимина Анной – Алдоной. Совершенно не описаны союзники Ордена, в частности, Богемия. И как можно было опустить факт, что на протяжении целого года, с 1312 по 1313, Орден подвергся отлучению от церкви, а на Орденские земли был наложен интердикт.
Как мы уверены, все эти опущения не случайны и были следствием прямых указаний Петру от высшего руководства Тевтонского Ордена. Именно отсутствие важнейших сведений о внутренней и внешней политической жизни доказывает нашу версию о том, что Петр являлся официально назначенным хронистом Тевтонского Ордена и главным цензором его работы являлось его высшее руководство Тевтонского Ордена. Наличие прямого последователя у Петра из Дусбурга в лице Николая фон Ерошина лишь подтверждает мысль об официальном статусе обоих в качестве летописцев Тевтонского Ордена.
Ко времени создания «Хроники земли Прусской» Тевтонский Орден уже ощутил себя как автономное церковно-феодальное государство, обращение которого к письменному закреплению собственной истории было средством идеологического самоутверждения.
Будучи писанной Орденским священником, находящимся близко к руководству Ордена, труд отражает в себе политику Тевтонцев в Пруссии, Жемайтии и Литве и может характеризоваться как литературно-исторический памятник идеологии Ордена.
Будучи священником и проводя большую часть жизни в крепостных стенах, Петр был очевидцем незначительного числа событий. По стилистике определяют, что как современник описываемых событий Петр выступает лишь в главах, относящихся к 1290-1326 годам. О том, что он не является прямым свидетелем происходящего, Петр пишет сам: «... я опишу ... о битвах и прочем, что было содеяно в упомянутой земле; из этих событий немногие я видел, о других слышал от тех, которые видели и принимали в них участие, остальные – рассказы о которых признал достоверными ...». Поэтому понятен страх Петра перед забвением того, что свершено давно, но не записано на бумагу: «... я сознаю, что мне не хватит сил совершить этот труд, особенно потому, что подобное событие уже почти исчезло из памяти людей, ныне живущих ...».
Таким образом, «Хроника земли Прусской» является памятником историографии Тевтонского Ордена, носит ярко выраженный эпический характер и совмещает в себе исторически достоверное летописание с литературной фантастической составляющей.
2. КОРОТКО О ТЕВТОНСКОМ ОРДЕНЕ
Согласно общепринятой на протяжении как минимум 700 лет версии, которую повторяет и Петр, во время третьего крестового похода 1189-1192 годов, когда войско крестоносцев в 1190 году осаждали Акру (у Петра – Анкону), знатные люди из Любека и Бремена основали полевой госпиталь для помощи раненым и искалеченным. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, который был утвержден Папой Климентом 3-им 6 февраля 1191 года. Уже спустя пятнадцать-двадцать лет после своего основания Тевотонский Орден ставил перед собой наивысшую политическую цель – создание собственного автономного государства. Реализация такой амбициозной цели была возможна только на нехристианских землях под маской их Христианизации. Для реализации своей цели о самостоятельном государстве самым подходящим местом оказалась Пруссия.
Полное название Тевтонского Ордена Петр озвучивает как «... рыцарский Орден братьев госпиталя Пресвятой Марии Тевтонского Иерусалимского дома ...», что немного шире оригинального Латинского «Fratrum Theutonicorum ecclesiae Sanctae Mariae Hiersolymitanae». Знаменитую форму одежды Тевтонского Ордена утвердил Папа Гонорий 3-ий в своей привилее от 15 декабря 1220 года, «... позволив братьям упомянутого госпиталя носить белый плащ с черным крестом ...».
3. О ПРУССАХ
3.1. ЭТНИЧЕСКИЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СОСТАВ
Примерную карту Пруссии перед началом экспансии Тевтонского Ордена смотри на рисунке.
«... Земля Прусская границами своими, внутри которых она расположена, имеет Вислу, Соленое [Балтийское] море, Мемель [Неман], землю Руссии, Княжество Мазовии и Княжество Добжиньское ...».
«... Прусская земля делилась на 11 частей. Первая была Кульмская земля и Любовия, которая до прихода братьев дома Тевтонского была почти необитаемой. Вторая – Помезания, в которой жили Помезаны. Третья – Погезания, в которой жили Погезаны. Четвертая – Вармия, в которой жили Вармийцы. Пятая – Наттангия, в которой жили Наттанги. Шестая – Самбия, в которой жили Самбы. Седьмая – Надровия, в которой жили Надровы. Восьмая – Скаловия, в которой жили Скаловы. Девятая – Судовия, в которой жили Судовы. Десятая – Галиндия, в которой жили Галинды. Одиннадцатая – Барта и Плика Барта, которые ныне называются Великой и Малой Бартой, в которой жили Барты, или Бартенсы ...».
Петр приводит стереотипное для своего времени понятие о Пруссии. Однако для более полного восприятия материала необходимо дать ряд современных пояснений.
Первое, в отношении Кульмской земли. Данные современной науки сводятся к следующему: с самого начала Кульмская или Хелминская земля была заселена Поляками, о чем свидетельствуют исторические Польские топонимы. Таким образом, включение Кульмской земли в состав Пруссии ошибочно. Причина этому не только незнание автора, но и огромное значение этой территории как опорного пункта, контролирующего все судоходство и торговлю по Висле.
Второе, в отношении Любовской земли. Она также была изначально заселена преимущественно Поляками, отделялась от Польши рекой Браницей. Также включение ее в состав Пруссии ошибочно.
Третье, в отношении всех Прусских племен. Сейчас превалирует мнение, что свое название Пруссы получили от своих соседей, что означает «коневоды». Это подтверждается данными Готского языка. В последние десятилетия в корне изменилось представление о Прусском языке, который сегодня относят к балтийским языкам западно-балтийской, а не восточно-балтийской, группы. То есть современные ученые не склонны отождествлять Прусский язык как «третьего брата» Латышскому и Литовскому языкам. Мало того, в Прусском языке выделяют его особую близость к Славянским языкам.
Четвертое, в отношении Судовии. Она же Ятвягия древнерусских летописей, она же Подляшье Польских летописей, включала Дайнову, упоминаемую в грамотах Миндовга. В современной историографии принята точка зрения, что и в 13 веке, и ранее, земля Ятвы не относилась к Пруссии, распространение Петром названия Пруссии на территорию Ятвягов было следствием включения ее в состав Тевтонского Ордена. Этническая принадлежность до сих пор не ясна. Если ранее некоторыми исследователями Ятва причислялась к Летувисам, то теперь такое тождество не используется в виду того, что эти этносы относят к различным языковым группам, к западно- и восточно-балтской соответственно.
3.2. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Все прусские племена рисуются Петром как воинственные и постоянно готовые к бою: «... едва ли был хоть один из этих народов, у которого бы не было для сражений двух тысяч конницы и многих тысяч воинов ... У каждого из этих языческих народов было много крепких замков …». Особенно сильными представляются «... благородные Судовы [Ятвяги] как благородством нравов выделявшиеся ... так превосходившие их и богатствами и силой. Ибо было у них шесть тысяч конницы и почти бесчисленное множество прочих воинов ...».
Пруссия предстает нам как совокупность «языческих народов … не имевших понятия о Боге ...», погрязших в своих заблуждениях, «... ибо так закоснели они в пороках своих, что никакие здравые увещевания не могли увести их от заблуждения их неверия. Но одно было в них похвально и во многих отношениях привлекательно: хотя они были язычниками и поклонялись разным Богам, все же жили в мире с соседними христианами и не мешали им почитать живого Бога и ни в чем не причиняли вреда ...».
Почитание языческих Богов доходило у Пруссов до паранойи: «... одни не смеют ездить верхом на вороных конях, другие же – на белых или иной масти из-за Богов их ...».
В Пруссии имел место выраженный патриархат: мужчины «... жен своих покупают за определенную сумму денег. Вот почему он [муж] относится к ней, как к служанке, и она не ест с ним за одним столом, и каждый день моет ноги домашним и гостям ...».
У Пруссов не было ни письменности, ни понятия о Христе, «... поскольку они были глупцами, то разумом не могли постичь Его, а так как письменности у них не было, то не могли созерцать Его и в Писании. В самом начале они весьма дивились тому, что кто-то, отсутствуя, мог пояснить свои намерения буквами ...».
Не было в Пруссии не только письменности, но и «... не было у них ни различия, ни счета дней ...», то есть не было календаря.
Петр отдает должное их гостеприимству: «... гостям своим они оказывают всяческое гостеприимство, на какое только способны...». Вместе с тем «... есть у них в обычае, что в попойках они все участвуют равно и пьют неумеренно ...».
У Пруссов действовал судебный принцип равенства наказания и преступления: «... Если у них совершается убийство, то примирение наступает только после того, как этого убийцу или его близкого убьют родичи убитого...».
Пруссы от многих захватчиков «... сбрасывали ярмо рабства с вый своих и снова впадали в прежние заблуждения [язычества] ...».
В войне Пруссы «... взрослых мужчин пронзали мечом, а женщин и детей уводили в вечное рабство; а если случалось, что какая-нибудь беременная женщина, рожая, не могла следовать за ними, то они убивали ее, и, вырывая детей из материнских объятий, они зачастую умерщвляли их, сажая на кол ...».
В своих походах против Христиан Пруссы «... девушек, посвященных Богу [монахинь], бесстыдно использовали для своей похоти ...».
3.3. ОБРЯДЫ
«... В заблуждении своем они всю природу почитали вместо Бога, а именно солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу. Было же посредине этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии, одно место, называемое Ромов, ведущее название свое от Рима, в котором жил некто по имени Криве, кого они почитали, как Папу, ибо как господин Папа правит вселенской церковью Христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и Литвины и прочие народы земли Ливонской ... Хранил он также по древнему обычаю негасимый огонь ...».
«... После победы они приносили жертву своим Богам и от всего того, что досталось им победой, третью часть подносили упомянутому Криве, который это сжигал ...».
В этом эпизоде мы находим почти полное тождество с обрядами и системой религиозных ценностей Западных Славян.
Пруссы «... верили, что, если кто-то является знатным или незнатным, богатым или бедным, могущественным или бесправным в этой жизни, таким он будет после воскрешения в будущей жизни. Вот почему случалось, что с умершими нобилями сжигались оружие, кони, слуги и служанки, одежда, охотничьи собаки и ловчие птицы и прочее, относящееся у них к военному делу. С незнатными сжигалось то, что относилось к их занятию. Они верили, что все сожженное воскреснет с ними и будет служить, как и прежде ...».
3.4. ЖРЕБИЙ
Особо выделим такое описанное Петром свойство Пруссов, как вера в предсказание своей судьбы: «... Пруссы редко приступали к какому-либо важному делу, пока не узнавали, бросив по обычаю своему жребий, у Богов своих, воспоследует ли им добро или зло ...». Это свойство Пруссов мы находим полностью тождественным западно-славянскому «гаданию».
Обычай предсказания своей судьбы посредством бросания жребия был распространен и далее на восток вдоль Балтийского моря – этот обычай неоднократно упоминается в «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского как бытовавший у предков современных Латышей – Земгаллов, Ливов и Эзельцев.
3.5. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
Жертвоприношения у Пруссов, также как и у Славян были не только животными: «... После победы они приносили жертву своим богам ... ныне же Литвины и прочие язычники этих мест сжигают упомянутую жертву в каком-то священном месте согласно их обряду ...».
После сражения 22 января 1261 года «... после этой сечи Натанги, желая принести жертву богам, бросили жребий среди Тевтонов, взятых там в плен, и он дважды выпал одному горожанину из Магдебурга, знатному и богатому, по имени Хиртцхальс ...», который «... был привязан к своему коню и сожжен ...».
3.6. ОТСУТСТВИЕ НИЩИХ
Также как и в Славии проблема нищих в Пруссии была решена, но в отличие от Западных Славян, путь ее решения был совершенно другим: «... Никому среди них не позволено просить подаяние: нищий свободно ходит у них от дома к дому и без зазрения совести ест, когда угодно ...».
3.7. МОРЕПЛАВАНИЕ
Пруссы, так же как и Западные Славяне, описаны как прекрасные военные мореходы: в 1262 году «...они снарядили много судов и с них разбивали и уничтожали корабли братьев ...».
3.8. МНОГОЖЕНСТВО
Согласно Петру, в Пруссии практиковалось многоженство: Самб «... Бонсе хотел, не скрывая, иметь двух жен, а ... братья это запрещали ...».
4. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
4.1. НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ
Фактическая Христианизация Пруссии началась посредством мирного миссионерства с назначением первого Епископа Пруссии Христиана в 1216 году, который «... не раз сеял среди Пруссов семя слова Божьего, увещевая их, чтобы, оставив идолопоклонство, они поклонялись истинному Богу Иисусу Христу. Но поскольку семя это упало на скудную почву, оно не принесло никакого плода ...».
4.2. ЗАВЯЗКА
Между 1217 и 1225 годами «... Пруссы, совершенно разорив Кульмскую землю [принадлежавшую Польше] ... перейдя в дальнейшем к худшему, они вторгались в Польскую землю с великой силой воинов ...», принадлежащую в то время Польскому Князю Конраду 1-ому Мазовецкому.
Выделим не определенный до сих пор момент: ни один первоисточник не называет причины Прусского вторжения в Пруссию, исследователи этого исторического эпизода молчаливо обходят эту тему, лишь скромно намекая на его религиозные антихристианские мотивы. Мы же осмелимся назвать вещи таким образом: это была открытая военная экспансия, это было объявление войны Польше со стороны Пруссии.
Видя свою беспомощность перед северной угрозой «... этот Князь [Конрад 1-ый Мазовецкий] и братья [Ордена Тевтонского] договорились на тех условиях, что они поровну поделят между собой землю язычников [Пруссию], которую смогут себе в дальнейшем при Господнем содействии подчинить ...». Договор состоялся в 1226 году, согласно которому Конрад 1-ый Мазовецкий «... дал упомянутым братьям дома Тевтонского, нынешним и грядущим, землю Кульмскую и Любавскую ...», в том же году этот договор был одобрен Императором Священной Римской Империи Фридрихом 2-ым так называемой «Золотой буллой». Римская Курия во главе со «... святейшим отцом и владыкой Папой Григорием 9-ым ...» своей буллой от 17 января 1230 наделила Тевтонский Орден особыми полномочиями на освобождение земли Христианской от Прусских язычников.
4.3. ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
Не можем обойти стороной те строки, которыми и сам Петр, а его словами и весь Тевтонский Орден, обосновывают право ведения физической войны: «... мы пользуемся плотским и духовным оружием ... чтобы мы упражнялись в битвах по воле Божией ... и чтобы учились дети их биться с врагами и умели бы воевать. Кто же уцелеет в сражении, если не тот, кто умело владеет оружием? Вот почему в мирное время устраивают турниры и прочие военные игры ради упражнений ... Жизнь человека на земле есть воинствование, и, как только человек приходит в мир, он вступает на поле битвы ... Это причина, по которой братья дома Тевтонского с прихода в Прусскую землю по сей день постоянно пользуются мечом, чтобы иметь под рукой чем защищаться, если против них со стороны врагов вдруг возникнут явные или тайные козни ...».
4.4. НАЧАЛО
Официальной преамбулой войны Тевтонского Ордена с Пруссией можно считать следующую фразу Петра: «... Итак, мы имеем новую войну и новый способ ведения войны, когда мы одолеваем врагов веры и церкви духовным оружием ...». Однако дальнейший ход повествования полностью ее перечеркивает: вместо задекларированной и желаемой Петром духовной мирной войны читатели ничего кроме вооруженной агрессии, переходящей в откровенный физический и религиозный геноцид, не видят.
Тевтонцы построили свой первый замок Фогельзанг в 1228 году на правом берегу Вислы в Кульмской земле, отвоеванной Пруссами у Польши, и именно в 1228 году первые братья Ордена «... покинули сладостную землю родины своей ... ушли же они из земли обильной, мирной и спокойной, а вошли в землю, полную ужасов, невозделанных просторов и жестоких битв ...».
Девизом Ордена с первых же дней этого вторжения можно считать следующую фразу Петра: «... О доблестнейшие рыцари и славные воители, облекитесь этим оружием [длинный щит, меч, копье, круглый щит, броня, лук и колчан, стрела, праща, жезл, шлем – понятия как материальные, так и религиозные] и отомстите за поругание распятого Господа и отвоюйте Святую землю, обетованную Христианам, занятую язычниками! Укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши в битве. Потому что есть возмездие за дела ваши ...».
Фактически война с Пруссией началась в 1230 году, когда Тевтонский Орден строит свой второй замок Нессау (по-польски Нешава) ближе к Балтийскому морю и ближе к Пруссии, а магистр Ордена Герман фон Зальца посылает в Пруссию первого магистра Пруссии Германа Бальке с небольшим отрядом.
4.5. ПЕРВАЯ БИТВА
В 1230 году произошло первое вооруженное столкновение Пруссов с Тевтонцами, и выглядело оно примерно так: «... когда [Пруссы] увидели, что вооруженные братья преследуют их, то чрезвычайно удивились тому, откуда они и зачем пришли ... Услышав [объяснения пленного Поляка о причинах появления здесь крестоносцев], они, ухмыляясь, отступили ...».
С этого сражения началась Прусско-Тевтонская война, «... и была возвещена новая война, которую Господь избрал в земле Прусской ... и, прикрепив крест к плечам своим, они [жители Алемании] стали вооружаться, чтобы отомстить за поругание распятого Господа ...».
4.6. КУЛЬМСКАЯ ЗЕМЛЯ
К 1232 году все «... пределы земли Кульмской были очищены от старой закваски пороков и лукавства язычников ...». В этом же году «... брат Герман, магистр [Пруссии], построил замок ...» в Кульме, послуживший опорой для дальнейшей экспансии Ордена на Восток.
4.7. ПОМЕЗАНИЯ
В том же 1232 году было готово все, «... что требуется для сооружения замков ...» на завоевываемых территориях. В следующем году был сооружен первый опорный замок крестоносцев непосредственно в самой Пруссии, в Помезании: «... в год от Рождества Христова 1233 воздвигли на одном холме замок, назвав его Мариенвердером ...».
В 1233 году состоялся первый крестовый поход в Пруссию Польских Князей, к которому «... присоединились многие правители, а именно из Польши: Князь Конрад [Мазовецкий], Князь Куявии [Казимир Куявский сын Конрада Мазовецкого], Князь Краковии [Генрих 1-ый Бородатый] и из Вроцлава Князь Генрих [Генрих 2-ой Благочестивый] ... а также Одовий, Князь Гнезненский [Владислав Одонич], и многие другие знатные и власть имущие мужи ...». В этом походе на Пруссию участвовало и Померания во главе со Святополком.
Все перечисленные союзники «... зимой, когда все было сковано крепким льдом … вошли с огромным множеством рыцарей и ратников, какого никогда не видано было в Пруссии, и, построив град Мариенвердер, укрепили ранее сооруженный замок …».
На реке Сиргуне (Sirgune, сегодня Дзержгонь) состоялась первая масштабная битва, где собралось «... большое войско Пруссов во всеоружии и уже готовых к битве ...». Когда же войска крестоносцев «... смело выступили против них, они [Пруссы] обратились в бегство ...». С прямой помощью воинов Святополка (смотри про него отдельный раздел), которые устроили так, «... чтобы они [Пруссы] не могли уйти ... содеяно было великое избиение народа Прусского, ибо в тот день пало [Пруссов] более пяти тысяч ...» и «... сверкающий меч воинства Христианского насытился плотию язычников ...».
Фактически уже к началу 1235 году Помезаны «... покорились вере и братьям ...», юридически полное господство Ордена над Помезанией было оформлено годом позже.
4.8. ПОГЕЗАНИЯ
Дальнейшее наступление Ордена шло на восток вдоль берега Балтийского моря. В 1237 году Тевтонцы строят в Погезании замок Эльбинг (Elbingus, сегодня Польский Эльблонг), долгое время служивший главным морским портом Пруссии и резиденцией Прусских магистров.
«... Много славных сражений ... провели против Погезан братья ...» и уже к началу 1238 года Погезане «... упрямые головы свои и непокорные выи склонили перед верой и братьями ...».
4.9. ВАРМИЯ, БАРТИЯ И НАТТАНГИЯ
Первая битва Ордена с объединенным войском Вармийцев, Наттангов и Самбов произошла в 1238 году до 11 июня. Сражение было неудачным ввиду малочисленности войска крестоносцев, в ходе которого Пруссы «... убили всех братьев и оруженосцев, кроме тех, которые были оставлены для охраны кораблей ...» .
В следующем году Магистр Пруссии «... послал огромное войско по морю, чтобы отомстить за невинно убиенных ...» и в 1239 году крестоносцами был взят Прусский замок Хонеда на границе Вармии и Натангии и переименован в Балгу. И «... Свежее море [Вислинский залив] было очищено от натиска язычников ...».
«... Многие знатные и властительные мужи Вармии, видя, что Бог на стороне братьев, устыдились и со всем домом и челядью своей перешли к братьям из Балги ...», то есть приняли Христианство под страхом грозящей смерти. Но те, кто не желал подчиняться «... ежедневно нападали на братьев из Балги, так что впредь никто не решался показываться за пределами замка ...». Сопротивление было таково, что «... если они [братья] собирались возделывать какие-либо поля, то могли делать это лишь ночью, и то, что они с большим риском и старанием посеяли, другие, вторгшись, губили ...».
Дело исправило прибывшее из Германии подкрепление и в 1239-1240 годах «... все лучшие люди Вармии, Наттангии и Барты и прочие, способные сражаться ...» были перебиты в сражении под Балгой «... так что не осталось из них ни единого, кто бы после известил об этом событии ...». Именно в эти 1239-1240 годы, известные как третий крестовый поход в Пруссию, было сломлено основное сопротивление Вармии, Бартии и Натангии, жители которых «... дав заложников, подчинились вере и власти братьев ...».
В 1240-1241 годах «... братья, чтобы избежать опасностей в дальнейшем и лишить Пруссов возможности возобновлять [боевые] действия ...» начинают строительство многочисленных опорных замков в упомянутых Прусских землях. «...Многие другие замки построили знать и феодатарии [Немецкие феодалы], которые из пределов Алемании со всем домом и челядью и домочадцами пришли на помощь упомянутой земле» – это первое упоминание о массовом Немецком переселении в Пруссию, датированное 1241-1242 годами.
Таким образом, отвоевывание Кульмской земли и покорение первых пяти Прусских земель (Помезании, Погезании, Вармии, Бартии и Наттангии) продолжалось около 11 лет с 1230 по 1241 год. Все это было достигнуто великой ценой, так как жители этих Прусских регионов «... подставили упрямейшие выи вере и братьям, не без великого, впрочем, избиения этих язычников и немалого пролития христианской крови ...».
4.10. ВОЙНА ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА С ПОМЕРАНИЕЙ ИЛИ ПЕРВОЕ ПРУССКОЕ ВОССТАНИЕ 1242 - 1253 ГОДОВ
В 1241-1242 годах Князь Померании Святополк (подробнее смотри ниже) вошел в союз с завоеванными землями Пруссии с целью изгнания с них Тевтонского Ордена, и этот союз оказался чрезвычайно мощным. Таким образом, Святополк стал фактически во главе первого Прусского восстания: «... и собрались Пруссы все, как один. Тот Святополк стал Князем и вождем их, и рукою крепкою и мышцею высокою они вошли во внутренние пределы упомянутой земли и всех старых Христиан, пришедших из Алемании на подмогу земле Прусской, подвергли, к прискорбию нашему, избиению, а женщин и детей увели в вечный полон ...».
Восставшие сперва разорили «внутренние пределы» Пруссии (Вармию, Бартию, Погезанию и Натангию), «... взяв все замки, кроме Балги и Эльбинга, до основания уничтожили их, перебив всех до единого братьев и Христиан ...». После «... они разорили внешние пределы, а именно землю Помезании и Кульмскую, мечом и огнем, захватив и до основания разрушив все замки и укрепления, кроме трех, а именно – Торуня, Кульма и Редина ... из народа Божиего, проживающего там в похвалу и славу Его, они убили 4 тысячи ...».
В итоге «... вся земля Прусская казалась обагренной кровью христианской ...».
3 декабря 1242 года крестоносцы «... пришли к замку Святополка Сартовице и, приставив лестницы к стенам и потихоньку войдя, обнаружили 50 человек, оставленных для его охраны ...» и «... началась между ними жесточайшая битва ... наконец сам Бог ... послал братьям помощь и победу с неба ...».
Этой же зимой в ответ на это Святополк «... осадил упомянутый замок Сартовице, и упорно атаковал его пять недель ...». Во время осады он совершил жестокий набег на Кульмскую землю, после этого последовало сражение под Сартовице, где Святополк, «... обратившись в бегство, постыдно отступил ...».
Летом 1242 года Святополк с Прусско-Померанским войском совершенно «... разорил землю Кульмскую ...», разорение последовало после грандиозного сражения под Кульмом 15 июня 1242 года, где Святополк праздновал победу. Опустошение Пруссами Кульмской земли летом 1242 года было таким кошмарным и кровавым, что крестоносцы говорили «... Горе нам! Для чего родились мы видеть разорение народа нашего и разорение земли нашей и оставаться здесь, когда она предана в руки врагов? Убиты старики его, юноши его пали от меча врага. Та, что раньше была свободной, сделалась рабой ...». Так как «... в граде Кульмском не стало мужчин, ибо все они были убиты в вышеупомянутом сражении ...», то Епископ Кульмский «... вменил вдовам во отпущение всех грехов взять в мужья слуг своих ...».
В конце августа 1242 года Орден заключает договор с Польшей «... чтобы пойти с войском против Святополка ...». В том же году союзники «... пошли с большим войском на его [Святополка] замок Накло ...» и «... жители замка, испугавшись, ... сдали замок братьям ...». Войско двинулось вглубь Померании, где крестоносцы «... что можно было предать огню, они сжигали и, убив многих и захватив женщин и детей, вернулись с огромной добычей ...».
Скорее всего в конце 1242 года Святополк «... видя, что отныне не может оказывать отпор братьям, пришел к легату и братьям и смиренно пред ними признал, что заблуждался в своих действиях против веры и Христиан, моля коленопреклоненно, чтобы над ним сжалились и помиловали его ...». Заключается мирный договор и «... чтобы примирение между ним и братьями было прочным, Святополк отдал братьям в залог замок свой Сартовице и сына своего перворожденного Мстивоя ...» и что «... он будет помогать братьям в борьбе с язычниками ...». Вместе с тем и Орден пошел на очевидные уступки, согласившись, что крестоносцы «... никаких военных действий против язычников больше не собирались начинать без совета упомянутого Князя ...».
Перемирие было недолгим, скорее всего в 1243 году Святополк, «... нарушив мирный договор, с новообращенными вероо